В Волгограде школьница сбросилась с шестнадцатого этажа за неделю до своего 15-летия
Прерванный полет
В понедельник утром, как обычно, чмокнув в щеку бабушку и дедушку, Лера Аркина отправилась в школу. Вот только до нее девочка не дошла… Забравшись на технический этаж одной из 16-этажек, Лера сбросилась вниз.
Сегодня ответ на вопрос, почему она это сделала, ищут все: родители школьницы, ее учителя, одноклассники и следователи.
Она готовилась заранее
Распластанное на кипенно-белом снегу тело первыми увидели дворники. Рядом — сумка с учебниками и тетрадками, подписанными аккуратным девичьим почерком. По ним Леру и опознали.
— У нас в школе пятидневка, и в пятницу Лера уходила с занятий в хорошем настроении, пригласила одноклассников на день рождения — ей 27 февраля 15 лет будет, то есть было бы, — говорит директор 129-й школы Валерий Вялец. — Скорее всего, в выходные что-то случилось, вот она и…
Вернувшись с места ЧП, директор школы отправился прямиком в 9«А» и честно рассказал ребятам о том, что произошло. Мальчишки опустили головы вниз, девчонки зарыдали. Класс, в котором училась Лера, — один из самых дружных в школе, ребята друг за друга всегда стоят горой.
— Обычная девочка, училась средне, уроки не пропускала, ровный, неконфликтный ребенок, родители недавно разошлись, но папа продолжал общаться с дочкой, — рассказывают о Лере педагоги. — Такого от нее никто не ожидал.
Однако очевидно, что поступок старшеклассницы не был импульсивным — к самоубийству девочка готовилась заранее. Она удалила все свои данные из социальных сетей, вернула друзьям книжки, которые когда-то брала почитать. А в кармане ее куртки следователи нашли стихи, написанные ровным почерком и явно не второпях: «Я смотрю на высоту и представляю свой полет…»
— Следствие отрабатывает несколько версий случившегося, — сообщил старший следователь СО по Советскому району Волгограда СУ СКР по Волгоградской области Павел Абрамов. — Явно, что к роковому поступку девочку привели какие-то внутренние страдания, а что стало их причиной — конфликт в семье, несчастная любовь или все вместе взятое, предстоит выяснить.
Дети предоставлены себе и Интернету
Педагогический стаж директора 129-й школы Валерия Вяльца — больше 30 лет, и такая трагедия в его практике первая. Его ученики вот так из жизни еще не уходили.
— Когда началась волна подростковых суицидов (а за две недели в России покончили с собой несколько старшеклассников. — Прим. ред.), я собирал учителей, мы проводили школьные собрания по классам, говорили об этой опасности, но кто же знал, что наша школа станет следующей, — горестно вздыхает Валерий Федорович. — Ведь теперь на нас грех, за всю жизнь его не смыть.
Вместе с другими педагогами директор школы пытается найти ответ на вопрос, почему 14-летние подростки принимают решение уйти из жизни.
— Дело не в том, что на детей в последнее время обрушилось много информации о суицидах, — говорит Валерий Вялец. — А в том, что взрослые заняты собой, дети предоставлены самим себе и Интернету. Родители должны жить со своими сыновьями и дочками одной жизнью!
Проводили…
Пока взрослые пытаются обвинить во всех грехах Интернет с его засасывающими подростков социальными сетями, одноклассники Валерии бурно обсуждают ее смерть все в тех же соцсетях. Повзрослевшие дети по-своему переживают трагедию.
Они размещают на своих страничках фотографии погибшей подруги, почти у каждого в статусе имя Леры.
«Проводили» — сразу после похорон девушки написала на своей страничке одноклассница Леры. «Это несправедливо!», «Какой ужас!», «Мы всегда будем скорбить и вечно помнить о тебе» — под фотографией, с которой улыбается Лера, ее друзья устроили целый форум. Одна из Лериных подруг под ее фото разместила ссылку на песню «Ты ушла»…
мнение
Интернет не виноват!
Александр САЙГИН, руководитель отдела по взаимодействию с социальными сетями МИАЦ, блогер:
— Если вы посмотрите фильм ужасов, то на следующий день вы же не пойдете совершать все это на улице. Так и здесь, Интернет в меньшей степени сказывается на подростках. Несколько лет назад психологи отметили, что блоги имеют терапевтическую функцию. И если у тебя есть друзья в Интернете, если ты с ними можешь поделиться какими-то насущными проблемами, то на душе становится легче. Но бороться с некоторым дурным влиянием Интернета все же надо. К примеру, подростковые психологи, представители Церкви должны проникать в среду общения потенциальных самоубийц и перехватывать их там. Кроме того, количество суицидов снизится, если родители будут дарить больше любви своим детям.
Не давите на детей
Ксения МАГНИТСКАЯ, главный врач центра «Нейро», кандидат медицинских наук, врач-психиатр:
— Самоубийства — это, безусловно, социальная проблема. Наша система больна, и подросткам в ней худо. Школа борется за высокую успеваемость, происходит давление на детей, их родителей. Ребенок оказывается в сложном положении. Пытается найти поддержку у родных, но те тоже нередко оказываются непреклонными и требуют только одного — чтобы все было хорошо. А что есть хорошо в понимании подростка, мало кто пытается понять. Так они становятся психологически одинокими и впадают в депрессию. Необходимо переориентировать нашу школу и перейти от репрессий в образовательном процессе к мотивации. И взять за правило — выстраивать отношения на взаимном уважении. Важно понять, что ребенок — это личность, а не объект воспитания, и ни в коем случае не давить на него. Ни дома, ни в школе не должно быть репрессий!
совет специалиста
Как уберечься от беды
— Понять, склонен ваш отпрыск к суициду или нет, родителям невозможно! — считает Ксения Магнитская. — Ведь самоубийство — это поступок импульсивный. Однако есть поведенческие особенности, обратив внимание на которые можно уберечь ребенка от рокового поступка. Обратитесь к специалистам, если:
— ребенок постоянно сердится на что-то и у него из-за малейших неприятностей портится настроение;
— ребенок плохо спит, долго не может уснуть вечером;
— у ребенка изменился аппетит — он вовсе отказывается от еды или же избегает ужинов в семейном кругу.
цифры
Статистика детских суицидов в Волгоградской области:
2008 г. — 21;
2009 г. — 17;
2010 г. — 11;
2011 г. — 15;
за два месяца 2012 г. — 2.
(По данным уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области Нины Болдыревой.)
В нашем регионе показатель подростковой смертности от суицидов ниже, чем в среднем по стране: он составляет 3 на 100 тыс. населения, в России же эта цифра 4,5 на 100 тыс. Для сравнения: в развитых странах коэффициент подростковых суицидов 0,5 на 100 тыс. населения.
Наталья МИХЕЕВА, Станислав ГАПОНЕНКО