На европейской трассе Е-34 автобус с волгоградскими подростками протаранил ограждение и упал с моста с высоты около шести метров
Ранним утром в субботу эфир новостных программ потрясла страшная новость — под бельгийским Антверпеном перевернулся автобус с российскими детьми. Говорят, чужой беды не бывает, но несколько десятков семей из Волгоградской области все еще надеялись на чудо — быть может, в ТОМ автобусе были не их дети? Чуда не произошло. Уже к полудню стало понятно, что речь идет о школьниках из Суровикинского района. Это была их первая, а для некоторых и последняя поездка по Европе.
По дороге к мечте
О парижском Диснейленде они мечтали еще с прошлого года. Тогда одна из энтузиастов — 51-летний учитель физики и математики школы № 1 Суровикино Надежда Дербенцева буквально заразила всех идеей показать детям Париж. Маршрут разрабатывали долго и тщательно: ребятам хотелось увидеть хоть кусочек Европы. Поездку запланировали еще осенью, но тогда желающих оказалось мало. А к весне подсобрали деньги и, наконец, решились. Кинули клич по нескольким школам. В итоге группа подобралась хоть и дружная, но разношерстная: сколько-то детей из двух школ Суровикино, остальные — из Нижнего Чира. Правда, чтобы просчитать стоимость поездки, экономили на чем могли — поэтому-то основную часть пути решено было проделать автобусом. Впрочем, что такое автобус по их-то цивилизованным дорогам!.. В итоге ужались до 30—32 тыс. руб. с человека — для семей некоторых ребят, живущих лишь на скромные сельские зарплаты, и эта сумма была почти неподъемной, но родители были настроены решительно — дети должны увидеть Париж!
10 апреля 31 школьник и восемь сопровождающих их взрослых выехали из Суровикино навстречу мечте. И вот позади Польша и Германия. Автобус пересек границу с Бельгией поздней ночью. Примерно в 6 утра они уже мчались по шоссе Е-34 — до города мечты оставалось примерно 250 км. За окнами автобуса простиралась сонная Бельгия — машина приближалась к городку Антверпен. Большая часть пассажиров автобуса спала — школьники сильно умаялись за день экскурсии по Германии...
Бельгийская трагедия
…Одна из девочек открыла глаза за две минуты до трагедии. Она еще слышала, как Надежда Николаевна Дербенцева попросила коллегу поменяться с ней местами — женщину стало укачивать. Автобус летел как стрела, на что одна из педагогов недовольно заметила: «И куда так лететь? Он явно превышает скорость»… А потом наступил ад. Один из водителей резко вывернул руль вправо, многотонная машина пробила ограждение моста и автобус начал падать вниз с шестиметровой высоты.
— Когда я открыла глаза, мимо меня пролетело боковое зеркало, и я снова закрыла глаза. Схватилась за кресло и за свою соседку — она у окна сидела. А потом мы остановились. Я Ирку отпустила, тогда она вывалилась. Я потеряла балетку, начала ее искать, а потом схватила Ирку за руку и пошла наверх. На трассе уже остановилось несколько машин, люди выскакивали и кидались вниз, на помощь, — вспоминает Анастасия Харютина. — Мы все были не пристегнуты. Единственный мальчик, который был пристегнут — Влад Муравьев — ему поломало руки. Он висел на ремнях, кричал, чтобы ему помогли. А Надежду Николаевну вытащили — она уже была мертва...
Жертвы аварии
Надежда Дербенцева стала первой жертвой в этой страшной аварии. Чуть позже станет известно о гибели и тех самых двух поляков-водителей, и гида из Санкт-Петербурга Ольги Ашурковой. Выжившие в ДТП школьники первым делом принялись звонить домой, в Россию. Дети, повзрослевшие за несколько минут, щадили родных, уверяя, что отделались всего лишь царапинами, да и авария сама — курам на смех. Ближе к вечеру пришло еще одно трагическое известие: скончался 14-летний Илья Кибирев, ученик школы № 3 Суровикино. Его мать Лариса, вызвавшаяся сопровождать сына в европейском турне, тогда еще ничего не знала о судьбе сына.
— Илья был гордостью нашей школы, — плачут педагоги. — Мальчик умный, если не сказать гениальный, начитанный, вежливый, отличник во всем.
Победитель и призер многих школьных и региональных олимпиад, Илья страстно увлекался историей. Он и путешествовать-то любил потому, что история сама оживала перед ним. Отец — начальник колонии № 19 Суровикино, и мать — учитель начальной школы горячо поддерживали увлечение сына. Поддерживали и разделяли, стараясь свободное время проводить вместе в поездках и путешествиях. И когда встал вопрос об участии Ильи в турне по Европе, родители согласились безоговорочно.
Тем более они полностью доверяли вдохновительнице этой поездки — Надежде Дербенцевой. Легкая на подъем, до невероятности позитивная, веселая, улыбчивая — она была настоящей душой компании, заражавшей всех энергией. Все родители знали: если кому из учителей и можно доверить жизнь и безопасность своих детей, так только Надежде Николаевне. Ей очень хотелось, чтобы эти несколько дней навсегда запомнились ее ученикам…
Помощь уже рядом
Уже к вечеру 14 апреля в Волгограде все было готово для встречи пострадавших в ДТП детей. За подготовкой и организацией процесса следил лично губернатор региона Сергей Боженов. Как только подтвердились данные о погибших, глава области немедленно отреагировал.
— Для меня лично и для всех волгоградцев это большое горе, я выражаю искренние соболезнования близким Надежды Дербенцевой и Ильи Кибирева. Правительство Волгоградской области сделает все необходимое для того, чтобы помочь этим семьям, — заявил он.
Губернатор также отдал распоряжение подготовить все необходимое к приему детей и взрослых, состояние здоровья которых позволяет транспортировать их из Бельгии. Всю ночь с 14 на 15 апреля шли переговоры о возможности транспортировки нескольких детей и взрослых из Бельгии в Волгоград. Рано утром 15 апреля Сергей Боженов отправился в аэропорт и стал первым, кто встретил 25 детей у трапа самолета на летном поле.
— Сильно пострадал? Нет? — спрашивал он у каждого, кто выходил из самолета. Одна из девочек показала губернатору ссадины и доверчиво призналась, что сейчас ей уже ничего не страшно. — Молодец, раз не боишься. Но если какая еще помощь нужна будет — говори, мы рядом.
— И я, и все волгоградцы очень переживают за пострадавших, особенно за тех, кто в тяжелом состоянии находится в больницах Бельгии. Мы очень надеемся, что врачи сделают все возможное для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье наших детей, — сказал Сергей Боженов.
Сергей БОЖЕНОВ, губернатор Волгоградской области:
— Сейчас все волгоградцы очень переживают за пострадавших, особенно за тех, кто в тяжелом состоянии находится в больницах Бельгии. Мы очень надеемся, что врачи сделают все возможное для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье наших детей. Что касается возвратившихся на Родину, то я уже поручил региональному минздраву провести обязательную углубленную диспансеризацию всех пострадавших. Нужно убедиться в том, что здоровью детей ничто не угрожает.
КОММЕНТАРИИ ОЧЕВИДЦЕВ:
Анастасия ХАРЮТИНА:
— Нам помогли. Приезжали добровольцы, вещи привозили: носки, обувь — свою обувь нельзя найти было в этой аварии. Все было перевернуто.
Владислав ДЕМКИН:
— Первое время все кричали, особенно маленькие дети — мы вытащили их. Потом разделились: Селин Дима пошел на трассу, вызывать подмогу...
Дмитрий СЕЛИН:
— Водитель либо уснул, либо у него что-то случилось со здоровьем, потому что не было тормозного следа. Мы просто слетели вниз с эстакады. Если бы проехали дальше и упали с моста, пострадавших было бы больше...
Елена ПРОХОРОВА.