Эти деньги старик собирался отдать телефонным мошенникам
Телефонная трель ворвалась в чуткий сон пенсионера уже под утро. Нащупав разрывавшуюся трубку телефона, старик поднес ее к уху, уже предчувствуя недоброе: от таких поздних, или ранних, как посмотреть, звонков доброго не жди. Незнакомый голос в трубке отрывисто произнес: «Ваш сын сбил человека. Насмерть. Нужны деньги — 200 тысяч». Старик помолчал, пытаясь унять гулко стучавшее сердце. А потом ответил: «Приезжайте. Я отдам вам все, что у меня есть».
События развивались по классическому сценарию. Еще несколько минут звонивший растолковывал пенсионеру, как и кому он должен передать деньги. В том, что у старика есть нужная сумма, незнакомец словно бы и не сомневался, что только укрепило веру старика в том, что с его сыном и впрямь случилась беда. Дрожащей рукой он выводил на бумаге пункты, которым должен был следовать: завернуть купюры в пакет, дождаться приезда таксиста («Это будет наш человек», — заверила его трубка), вынести деньги и передать водителю номер счета, куда следует перевести деньги. Такую предусмотрительность старик тоже расценил по-своему: вероятно, подумал он, люди, желающие спасти сына, не хотят светиться перед своим начальством…
Уже через несколько минут после окончания этого разговора зазвонил телефон диспетчерской службы одной из волгоградских фирм, занимавшихся перевозками. Оператор, принимавшая вызов, несколько удивилась: еще никогда водителей такси не вызывали для того, чтобы перевезти… деньги. «Что-то здесь не так», — подумала она. Но спорить с клиентом не стала. Однако, передавая водителю заказ, заметила: «Ты там разберись потихоньку. Не нравится мне все это…»
56-летний таксист со стажем Николай Панкратов на своем веку повидал многое, но и его насторожило непонятное поведение клиентов. Сначала они попросили привезти деньги в Камышин, потом сошлись на встрече в Волгограде.
— Когда забирал пакет с купюрами, глянул на старика: на нем лица нет, — признается Николай. — Говорит: здесь все, что на похороны копил… Это уже потом я узнал, что мошенники еще и торговались с ним: у человека только 150 тысяч было, а просили они 200… Пожалели…
Усевшись в машину, Николай несколько минут помедлил. Его телефон звонил не переставая — клиенты торопили, ожидая заказ. Но Николай сбрасывал звонки: он уже принял решение отвезти эти деньги в полицию. Его поддержала и оператор, которой, правда, пришлось выдержать натиск озлобленных мошенников. Поняв, что сделка сорвалась и что их раскусили, они принялись угрожать обоим расправой.
Поспать в тот день ветерану из Центрального района так и не удалось. Несколько часов старик просидел у телефона, ожидая вестей от сына. А потом ему вновь позвонили, только теперь участливый голос сообщил, что его деньги в целости и сохранности находятся в РОВД района. Оказавшись в кабинете следователя, старик расплакался, поняв, что едва не стал жертвой мошенников. Упрекать пенсионера в доверчивости у сотрудников полиции не хватило духа.
А Николай Панкратов еще долго отказывался от интервью: он до сих пор уверен, что в его поступке нет ничего героического.
ВРЕЗКА
Месяц назад двое приятелей Олег Заворохин и Алексей Скидан были осуждены за совершение 14 эпизодов преступлений, связанных с телефонным мошенничеством. Их жертвами стали 14 пенсионеров, отдавших свои кровные за якобы вызволение их близких из беды. Лишь пять потенциальных жертв не поверили звонившим и обратились с соответствующим заявлением в полицию. К моменту задержания злоумышленников сумма похищенных ими таким образом средств превысила 400 тыс. руб.
Олег Заворохин был приговорен к 7 годам лишения свободы, его подельник Алексей Скидан — к 5,5 годам колонии.
Елена ПРОХОРОВА.