Кокэси по-русски
Создание японских матрешек — занятие увлекательное, но трудоемкое. Наша коллега журналист Елена Минжинер проводит за своим увлечением ночи напролет.
Ее японские куколки не совсем похожи на классическое кокэси. Скорее, это модернизированный вариант. Просто купленные однажды Еленой деревянные заготовки со временем нашли свое применение в таком необычном ракурсе. Почти всех своих «девушек» она называет своим именем, но, несмотря на это, они все же очень разные: брюнетки и блондинки, скромницы и модели ню, интеллектуалки и модницы с бантами.
Любовь к куклам пришла еще в детстве — Лена рисовала их на стенах квартиры, превращая обычные обои в волшебный лес, в замки, в бальные комнаты. И везде были принцессы. Художественный талант девочки развился в изобразительной студии, куда мама привела четырехлетнюю дочку. Маленькая ученица оказалась способной, ее картины отмечались наградами на выставках в Японии, Франции, Голландии, США. Была степендиатом Волгоградской области за заслуги в сфере изобразительного искусства.
Все свои творения Елена Минжинер делает за письменным столом у себя в комнате. Но особенно ей нравится рисовать, сидя на набережной, наслаждаясь видом Волги и наблюдая за прохожими. Как она признается, образ будущего кокэси может навеять и лицо симпатичной незнакомки, и цветок на клумбе, и даже песня, услышанное по радио.
Цветы в ее творчестве вообще занимают особое место. Лена рисует натюрморты с кувшинками, подсолнухами и полевыми букетами.
И все же кокэси — ее главная любовь. Как правило, своих куколок она делает без эскизов. Как любой художник, Лена с особым трепетом относится к рисованию лиц, глаз. А если что-то идет не так, стирает все шкуркой и рисует заново. Почти все свои работы она раздаривает друзьям — они от ее японских матрешек в полном восторге.
Купить хорошие материалы для из изготовления кокэси в Волгограде сложно, говорит Елена. Поэтому болванки для поделок она предпочитает заказывать через Интернет в магазинах Москвы или Питера. Необходимы также профессиональные краски, грунтовки и лаки. Между отечественными и импортными материалами Елена всегда выбирает те, что ярче и дольше держатся: на этом не надо экономить, считает она, не тот случай.
Марина ДОРОШЕВА.
КОКЭСИ. Древнеяпонское художественное ремесло изготовления игрушек впервые появилось в период ЭДО (1603—1868 гг.) и сразу породило множество легенд. Считается, что эти маленькие куклы играют роль амулетов изобилия, защищают от пожаров и любого зла. Деревянные девочки-игрушки отличаются от остальных своим внешним видом, они не имеют рук и ног, представляя собой соединение цилиндрического туловища и круглой головы. Мастера всегда делали их непохожими друг на друга.