Старейшей династии волгоградских трамвайщиков Тамбовцевых — свыше 200 лет
От «распашонки» до экспресса
Коллектив МУП «Метроэлектротранс» готовится отметить 100-летие со дня пуска в городе первого трамвая. Предприятие славится своими традициями и трудовыми династиями.
Кирпичи, муку и овец возили в трамваях
Депо № 2, что в пос. Ангарском, не только самое крупное, но и одно из старейших. Здесь трудятся 11 династий трамвайщиков, которые все вместе отдали предприятию пять с лишним веков. Самый большой стаж у Тамбовцевых — свыше 200 лет!
Начало положила Анна Дядькина, которая устроилась в депо в 1953 г. уборщицей. В то время трампарк еще не успел восстановиться после войны. Тогда он, кстати, предназначался и для грузовых перевозок, так как автомобилей в городе не хватало. Трамвайные составы, которые состояли из электровоза-тягача и четырех грузовых вагонов-платформ, перевозили продукцию кирпичного завода, муку с элеватора, а также… лошадей, коров, овец. Все это хорошо помнит и Валентина — дочь Анны Дядькиной. На Ангарском, где жила семья, работали сенной рынок и скотный двор.
После окончания в 1955 г. школы девушка пришла в депо. До исполнения 18 лет работала рассыльной, потом кондуктором, а в 1957 г. стала учиться на водителя.
— Начала с 7-го маршрута в Разгуляевку. Он был длинный, а некоторые участки однопутные — на них приходилось дожидаться встречного вагона, — вспоминает она.
Из-за этого порой возникали нештатные ситуации, грозящие столкновениями вагонов. Транспортные пробки, бич XXI в., образовывались и тогда. Движение пассажирских трамваев задерживалось при разгрузке грузовых. Скопление вагонов происходило у консервного завода, при спуске на Астраханский мост и других участках.
Ветераны вспоминают, что для управления трамваями серии «Х» не требовалось больших знаний. Но водить этот вагон было, пожалуй, сложнее, чем современный. Двери открывались и закрывались произвольно, за что вагоны прозвали «распашонками», кабина водителя отгораживалась от пассажиров куском холста. Вагон не отапливался, и зимой вагоновожатые работали в валенках и тулупах. Летом досаждали клопы.
«Немцы» оказались слишком нежными
Водителем Валентина проработала 22 года, управляла всеми марками вагонов, которые были на предприятии.
Особая история — с немецкими вагонами. Трамваи завода Гота Германской Демократической Республики поступили на предприятие в 1959 г. Они были изготовлены с немецкой точностью и аккуратностью, оснащены сложным электрическим и механическим оборудованием. Однако квалификация обслуживающего персонала, производственная база депо и мастерских не позволили тогда эксплуатировать эти трамваи.
— Немецкие вагоны не пошли, потому что были слишком нежными, — говорит Валентина. А ее супруг, Николай Тамбовцев добавляет:
— Они пошли бы, но нужно было сначала научить людей. У нас привыкли работать молотком и кувалдой, а там надо было пинцетом...
Кто-кто, а уж он-то знал электротехнику назубок! В депо, признается, его привела судьба. В 1959 г. отслужил в армии, где с отличием окончил школу младших специалистов по электрооборудованию самолетов. Жил на Дар-горе, а трампарк — неподалеку. Кем еще работать, как ни электриком на предприятии электрического трамвая?
Руководство определило его во второй трампарк. Увидев его, Николай ужаснулся:
— Ворот в депо не было, отопления тоже. Вагоны приходили все в сосульках. Чтобы прогреть вагон, поджигали мазутные факелы. Поэтому в конце смены становились похожими на негров.
Многие не выдерживали тяжелых условий труда и уходили. Николай Тамбовцев был сталинградцем и сдаваться не привык. Он отработал электриком 20 лет. Потом возникла необходимость в специалистах-аккумуляторщиках. Это новое оборудование как раз на немецких вагонах появилось. Выходит, что Тамбовцев стоял у истоков аккумуляторного отделения депо.
Могли сгореть, но Бог миловал
И в работе, и в жизни он не искал легких путей. Семья жила на нефтесиндикате рядом с Балканами. В конце ул. Бакинской ближе к Волге располагалось крупнейшее нефтехранилище. На месте современного торгового центра «Европа» тогда мыли цистерны, ниже стояли перекачивающие нефтепродукты машины, а там, где сейчас стоят фермы моста через Волгу, была маслобойка.
Родители Николая работали на нефтесиндикате, отец механиком, мама — мастером. Жила семья Тамбовцевых тут же в городке, где кроме бараков были пожарная часть, детский сад и даже кинотеатр. Все это сгорело во время войны. Когда она началась, Николаю исполнилось пять лет, но августовскую бомбежку 1942-го помнит очень хорошо. Рассказывает, что немцы не бомбили нефтесиндикат до последнего. Пролетая очень низко над берегом Волги, жестами показывали, мол, качайте, качайте…
На территории от современного ТЦ «Европа» до Дворца спорта размещались открытые нефтяные емкости. Прорываясь к Волге, фашисты начали бомбить их — Волга запылала огнем. Не стало и нефтесиндиката вместе с жилым городком. Семье Тамбовцевых пришлось перекочевать на баржу передвижной нефтестанции. Они могли сгореть заживо, но Бог миловал.
Увлеклись шашками и друг другом
Будущих супругов Тамбовцевых судьба свела в родном депо в конце 50-х годов. Молодые люди в обеденный перерыв увлеченно играли в шашки, матчи становились все чаще, а по выходным переносились в беседку горсада… Поженились они в 1961 г. Сына по семейной традиции Тамбовцевых (уже в седьмом поколении!) назвали Николаем.
В целом глава семьи отдал предприятию 47 лет. Супруга проработала 45. В том числе 10 лет аккумуляторщицей, а потом, выйдя на пенсию, 12 лет — уборщицей в медпункте.
— Я бы и еще работала, но рассчиталась, чтобы ухаживать за мамой. А ее стаж в депо насчитывает 15 лет.
Продолжая династию, Николай Тамбовцев-средний, как и отец, работает аккумуляторщиком. Вот уже 13 лет. А в депо пришел в 1982 г. За плечами был Волгоградский энерготехникум. В 1984 г. после армии стал работать в службе скоростного трамвая, которая тогда только образовалась, мастером понизительных подстанций. Сам скоростной еще не запустили. Специалисты предприятия проводили пусконаладочные работы. Приходилось устранять недоделки строителей, которые спешили сдать объект, восстанавливали вентиляцию тоннелей, усиливали освещение на станциях, монтировали подогрев ступеней при входе в подземку...
Служба скоростного трамвая стала отправной точкой для продолжения династии Тамбовцевых. Николаю приглянулась инженер по технике безопасности Ирина Сенина. Оба учились на вечернем в политехе. Они вместе вот уже 25 лет. А трудовой стаж династии пополнился десятком лет стажа Ирины. Поколение, которому еще удалось побывать в комсомоле, и сейчас помнит своего секретаря первички.
Родители Ирины — тоже работники предприятия с большим стажем. Мама, Антонина Сенина, проработала 39 лет, начав с водителя в депо № 2. Мужа Антонины, Виктора Митяева, тоже помнят в «Метроэлектротрансе»: он проработал здесь 32 года, в том числе на руководящих должностях. Осталось произвести нехитрые арифметические подсчеты и восхититься: династии свыше 200 лет! В биографиях этих людей — картина жизни и предприятия, и города, и всей страны.
Ольга ЗАПЛАВНОВА.