ФАС предлагает уменьшить громкость рекламы
Реклама больше не будет звучать громче, чем программы и фильмы, во время которых она включается, сообщает «Российская газета». Это касается радио и телевидения. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу Федеральной антимонопольной службы внести соответствующие поправки в Закон «О рекламе».
Не буди меня, Мистер Проктер!
Опросы говорят о том, что реклама раздражает не только своей частотой и повторяемостью, но и громкостью. Ее создатели не скрывают, что звукоряд многих рекламных роликов проходит специальную обработку. Именно поэтому звук рекламы воспринимается гораздо сильнее, что негативно влияет на зрителей и слушателей. Особенно заметно это вечером. Уснувшие младенцы начинают плакать, а особо чувствительные граждане вздрагивают, услышав очередной призыв к Мистеру Проктеру.
Ссылаясь на многочисленные жалобы граждан, инициаторы законопроекта, эксперты Федеральной антимонопольной Службы, предлагают уменьшить громкость рекламы на 6 децибел.
При этом надо отметить, что громкость рекламы раздражает не только жителей России. Норма о снижении громкости звука в рекламных роликах на ТВ уже применяется во многих европейских странах, например, в Великобритании.
Звукоряд многих рекламных роликов проходит специальную обработку. В результате этого звук рекламы воспринимается гораздо сильнее, что негативно влияет на зрителей и слушателей.
Проблема, действительно, наболевшая. Споры о громкости рекламы продолжаются не один год. То, что громкость рекламы может превышать громкость фильмов или телепередач более чем в 5 раз — это известный факт. Например, мало кто замечает, что за 5 мин до начала рекламного блока фильм делается тише по сравнению с основным уровнем громкости в нем. Подобные приемы начали применять еще в 90-е гг., но, как уверяют эксперты, эпической наглости они достигли уже в нашем тысячелетии. На какое-то время рекламодателей приструнили, заставили все телеканалы сделать ее громкость равной общему уровню громкости звука вещания телеканала, но этих мер хватило ненадолго.
Так ли действенен прием с резким поднятием звука? Он намного эффективнее, чем можно подумать. Учитывая, что вся реклама уже давно рассчитана на откладывание под корочкой, то сильный раздражитель заставляет расслабленного человека обратить внимание на него. Порой человеку даже требуется несколько секунд, чтобы вникнуть в то, что же ему доставляет дискомфорт. Причем в рекламных роликах могут выделять повышенным уровнем громкости только определенные ключевые фразы или делать эффект волн — начало каждого ролика громкое, но постепенно к концу звук становится тише, чтобы следующий ролик тоже начался с повышенной громкости. А что говорят сами телеканалы, рекламщики и звукорежиссеры? Конечно же, они невиновны. На самом деле это «не реклама громче, а сами передачи и фильмы тише идут». Такое объяснение дал один из юристов компании, поставляющей готовые рекламные блоки.
Сейчас по российскому закону параметры соотношения уровня звука в рекламе и передачах должны определяться в техрегламенте, которого до сих пор в стране нет. И перспектива его разработки отсутствует, признались в антимонопольной службе. Это означает, что антимонопольщики пока что лишены возможности контролировать уровень звука в рекламе. С принятием поправок в законопроект у них для этого появится законодательная база.
Больше креатива, господа!
Однако, «сложность решения данной проблемы в первую очередь обусловлена тем, что различие между уровнями громкости рекламы и теле- и радиопередач, воспринимаемое потребителями и вызывающее их раздражение, носит субъективный характер», говорится в пояснительной записке. ФАС предлагает устанавливать несоответствие уровня звука рекламы и программ на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы, соответствующей рекомендациям минкомсвязи в области нормирования звуковых сигналов.
«Предложенная мера абсолютно правильная по отношению к слушателям и зрителям, так как она избавляет от естественных раздражителей, — сказала в интервью федеральным СМИ Гюзелла Николайшвили, директор Лаборатории социальной рекламы, доцент кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ. — Однако создатели рекламы будут недовольны, ведь снижение громкости звука приведет и к снижению ее эффективности».
По ее словам, для привлечения внимания рекламщикам теперь придется улучшить качество рекламы, которое сегодня по сравнению с другими странами «мягко говоря, среднее». Положительным примером в данном случае служит опыт Великобритании. В Соединенном Королевстве действует законодательная норма: звук рекламы должен быть меньше на шесть децибел, чем громкость передачи, в которую вставлен ролик.
Для привлечения внимания рекламщикам теперь придется улучшить качество рекламы, которое сегодня по сравнению с другими странами «мягко говоря, среднее».
Игорь, предприниматель:
— Не знаю, как остальных, а меня громкая реклама бесит. Смотришь футбол на нормальной громкости, так реклама как заорет! Слышал, что в Германии ввели специальный закон по этому поводу. Хотя, говорят, что в США, Швейцарии, Франции — та же история, реклама орет как оглашенная. Меня реклама аж пугает иногда: смотришь что-нибудь вполглаза, тут как грянет заставка или реклама! Неужели рекламодатели не понимают, что такая реклама вызывает раздражение? Давно пора уже что-то с этим сделать. Я поддерживаю ФАС, а рекламодатели пусть выкручиваются, как хотят.
Ирина Шестакова, обозреватель:
— Я поддерживаю инициативу ФАС. Вдруг посреди фильма, неожиданно, громко начинается реклама, я вздрагиваю, хватаюсь за пульт, чтобы уменьшить громкость. Через 3 минуты я снова хватаюсь за пульт, увеличиваю громкость. И так несколько раз во время просмотра фильма. Ничего, кроме отрицательных эмоций, я в этот момент не испытываю. И покупать этот товар точно не буду. Надо найти какое-то техническое решение, чтобы привести в соответствие звук передачи и рекламы. Я думаю, что поправки в законопроект, предложенные ФАС, подстегнут рекламодателей искать более креативные решения, чтобы привлечь внимание телезрителей.
Дмитрий Семененко, руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда:
— Я спокойно отношусь к рекламе, могу взять пульт и уменьшить громкость, если надо. Я смотрю тематические каналы, где почти не бывает рекламы, например, показывают только фильмы или спортивные передачи. На некоторых каналах перед началом рекламы зрителей предупреждают: сейчас начнется реклама, мы вернемся к вам через несколько минут. Считаю, что это правильно. Обыгрывая рекламную паузу, некоторые находят и более креативные решения. Как активного пользователя Интернета, меня больше раздражают рекламные баннеры, которые всплывают в самый неподходящий момент во время просмотра важной информации. Я бы обратил внимание ФАС на это. Регулировать или нет громкость рекламы? На мой взгляд, это не самая важная проблема, которой должна заниматься ФАС.
Виктор Крыков, председатель комитета по ЖКХ Волгоградской городской думы:
— Меня громкий звук рекламы раздражает. То, что рекламодателям надо привлекать внимание к своему товару, это правильно. Но рекламировать свой товар или услугу надо с умом. Громким звуком рекламодатели пытаются компенсировать недостаток творческих решений. Зачем они заведомо настраивают против себя потребителей, я не знаю. Поддерживаю инициативу ФАС. Если поправки в законопроект «О рекламе» будут приняты, то конкуренция среди рекламодателей обострится. Я думаю, что это к лучшему, реклама будет качественнее.