Руководитель СУ СКР по Волгоградской области Михаил МУЗРАЕВ: «Теракт в Волгограде устроила смертница, а не ФСБ»
Глава ведомства опроверг слухи о возможной причастности к организации взрыва автобуса представителей спецслужб
После страшного теракта в Волгограде, унесшего жизни шестерых молодых людей, прошло чуть менее трех недель. Все это время ни на минуту не останавливалась работа силовиков, изучающих все обстоятельства трагедии. А город между тем не покидают панические настроения: люди обсуждают всевозможные слухи, сплетни и якобы неопровержимые версии относительно того, кто же стоял за организацией взрыва скромного рейсового автобуса. И все чаще в разговорах, а теперь уже и в соцсетях и блогосфере, выдвигаются предположения о том, что «заказчиками» теракта были российские спецслужбы.
Заказ, которого не было
В следственных органах эти рассуждения назвали абсурдными: накануне именно этой теме был посвящен брифинг с участием главы Следственного управления Следственного комитета России по Волгоградской области Михаила Музраева. Он напомнил, что уголовное дело было возбуждено 21 октября 2013 года сразу по трем статьям — террористический акт, убийство, незаконный оборот оружия и что расследование дела продолжает находиться на личном контроле председателя СКР Александра Бастрыкина, уже через несколько часов прибывшего из Москвы к месту совершения теракта.
— Все эти дни работа следователей ни на минуту не приостанавливается, — заверил Михаил Музраев. — Объем уже проделанной работы и той, которую еще предстоит провести, — колоссальный. Но сразу хочу заявить: спецслужбы не имеют к организации взрыва никакого отношения.
Речь идет о появившемся несколько дней назад на сайте YouTube видеоролике под громким названием «ФСБ взрывает людей». Ролик этот, мгновенно набрав огромное количество просмотров, вызвал шок и негодование среди населения. Сюжет его основан на уже растиражированных кадрах момента взрыва автобуса, а акцент сделан на уазике — автомобиле, находившемся в непосредственной близости от взорванного автобуса. На кадрах, запечатленных видеорегистратором, видно, как сразу после взрыва из «буханки» выскакивают люди и бегут к дымящемуся автобусу. Автор ролика уверенно предположил, что люди эти были сотрудниками спецслужб, и именно в этом уазике и находилась кнопка, приведшая в действие адскую машину. По мнению создателя ролика, после теракта все эти люди были представлены к награде…
— В распоряжении следователей есть качественная запись видеорегистратора, на которой запечатлен момент взрыва в автобусе. Это запись изучена досконально — покадрово, — заявил Музраев. — Установлены и допрошены все люди, попавшие в кадр. В автомобиле «УАЗ» находились 5 человек — водитель и четверо сезонных рабочих с сельскохозяйственных полей, расположенных в Городищенском районе. В этот день они ехали в Красноармейский район для покупки сельхозтехники. Естественно, никакого отношения к органам безопасности, в целом к правоохранительной системе, а также к организации теракта они не имеют. В те минуты они бежали к автобусу № 29, чтобы вытащить оттуда пассажиров…
Цель — Волгоград
Напомним еще раз: 21 октября 2013 года в 14.05 в салоне рейсового автобуса № 29, следовавшего по маршруту «Кардиоцентр — кинотеатр «Юбилейный», уроженка Дагестана Наида Асиялова взорвала себя и окружающих, приведя в действие самодельное взрывное устройство. О том, что именно она совершила теракт, у следствия уже нет никаких сомнений. Личность смертницы подтверждена не только результатами ее опознания родственниками, но и заключением экспертов. Уже на следующий день после случившегося специалистами экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Волгоградской области был установлен генотип преступницы. 23 октября в Дагестане были взяты биологические образцы ее матери и сестры: судебно-генетическая экспертиза дала однозначное заключение о родстве террористки с родственниками.
Фактически за сутки следователями поминутно установлен маршрут передвижения Асияловой от Махачкалы до Волгограда, который подтверждается множеством записей камер видеонаблюдения. Все они находятся в распоряжении следствия.
— Из Республики Дагестан в наш регион Асиялова прибыла на междугороднем автобусе, следовавшем в Москву. С 11.59 до 12.50 она находилась в районе Самарского разъезда в Дзержинском районе города, где зашла в гипермаркет «Ашан», оттуда на машине частника в 13.16 прибыла в ТРК «Акварель» в Советском районе. Там Асиялова пробыла до 13.26. В 13.31 на остановке общественного транспорта на проспекте Университетском она села в автобус, который взорвала через полчаса, — рассказал глава СУ СКР области.
Уже позже рейсовый автобус «Махачкала — Москва», на котором Асиялова приехала в Волгоград, был задержан на посту ГИБДД в Новониколаевском районе. Следователи тщательно осмотрели его, допросили всех пассажиров и водителей. И вот что рассказали они:
— Асиялова зашла в автобус на автовокзале Махачкалы, оплатив билет до Волгограда, — это однозначно подтверждает версию того, что целью террористки был именно наш Волгоград, — пояснил Михаил Музраев. — Всю дорогу до Волгограда она сидела одна, занимая при этом два сиденья. В пути женщина ни с кем не общалась, на остановках не выходила и заранее попросила водителя высадить ее в Волгограде у академии МВД. Пассажиры также рассказали, что левая рука Асияловой была забинтована, а правой она постоянно что-то поддерживала в области груди. На участливые вопросы женщина в хиджабе говорила, что у нее поломаны ребра. Следствие же склоняется к тому, что правой рукой она поддерживала взрывное устройство, поскольку на месте трагедии был обнаружен бинт со следами взрыва, а также фрагментом прикрепленного к нему с внутренней стороны провода, возможно входящего в состав СВУ.
Смертельно опасна и больна
Наида Асиялова испытывала серьезные проблемы со здоровьем: это тоже уже известно следствию. Медицинская документация, изъятая в ходе обысков в местах жительства смертницы, свидетельствует о наличии у нее заболеваний почек, поджелудочной и молочных желез, а также заболевания костей челюсти.
Расследование этого уголовного дела — одного из самых громких в Волгоградской области за последние десятилетия, находится в активной стадии. Однако у следователей остается еще масса вопросов, на которые предстоит найти ответы.
Однако странная, затяжная болезнь не повлияла на планы террористов. По версии следователей, готовиться к теракту Асиялова и ее сообщники начали еще с сентября. Именно с этого дня Асиялова перестала выходить на связь с кем бы то ни было. Эта информация стала известна после возвращения из Дагестана четырех сотрудников волгоградского следственного управления, которые отыскали в республике людей из числа окружения Асияловой. Контакт с ними она поддерживала вплоть до 10 сентября 2013 года. После — словно в воду канула. Одновременно с этим из виду пропал и ее гражданский муж Дмитрий Соколов, известный как Абдулжабар, — подрывник диверсионной бандгруппы. Официально этот человек числится пропавшим без вести еще с лета 2012-го: тогда его родители сообщили, что их сын Дмитрий ушел в мечеть и не вернулся.
— Не исключено, что подготовкой теракта в Волгограде они занимались вместе, — говорит Музраев. — Однако в город на Волге шахидка приехала одна — это тоже подтверждается записями с камер видеонаблюдения. При себе у Асияловой не было даже сотового телефона.
Зато был паспорт, который тоже стал основанием для возникновения массы сплетен. Сразу после теракта в Интернете появился скан документа, на котором изображена девушка в хиджабе. При этом паспорт выглядел как новенький, что и породило сомнения в его подлинности, а также в оперативности следователей и оперативников, которым якобы буквально «подарили» удостоверение личности террористки. Глава следственного ведомства развеял и эти слухи.
— На месте происшествия был обнаружен лишь один официальный документ преступницы. А продемонстрированный 21 октября практически во всех СМИ паспорт смертницы, в котором якобы она сфотографирована в хиджабе, является результатом фотомонтажа. Кем это было сделано и для каких целей, следствию пока неизвестно, — отметил Музраев.
Елена ПРОХОРОВА.