Легендарная певица из Казахстана все подаренные ей на концерте цветы возложила на Мамаевом кургане
Певицу из Казахстана Розу Рымбаеву прекрасно помнят те, кто жил в советское время. Миниатюрная, тонкая, с яркой восточной внешностью, с потрясающим по силе и красоте — лирическое сопрано как-никак — голосом — такой она была в 70-е годы. И — о чудо, такой же она и предстала перед зрителями на своем единственном концерте, который дала на сцене ДК «Октябрь» в Волжском.
Являясь ярой противницей исполнения песен под фонограмму, Роза Рымбаева весь свой двухчасовой концерт пела в живую. Живой была и музыка — ее играл известный оркестр МУК «Волгоградконцерта», а за дирижерским пультом — Владимир Леер. В концерт вошли песни, написанные специально для голоса Рымбаевой Арно Бабаджаняном и Раймондом Паулсом, национальные казахские произведения, кинохиты 60-х-70-х гг.и много других известных композиций. В концерте было место и импровизации — после исполнения одной из народных песен кто-то выкрикнул название композиции, которую Рымбаева исполняла еще будучи начинающей солисткой: «Алия!», и певица тут же а капелла спела ее. После концерта Роза Рымбаева специально для газеты «Городские вести» согласилась дать интервью. Многое из сказанного было настоящим открытием.
Почти без выходных
— Знаю, что организаторы концерта — муниципальное учреждение культуры «Волгоградконцерт» и благотворительный фонд «Наследие Казахстана» полтора года работали над тем, чтобы провести в Волгоградской области ваш концерт. С чем были сопряжены такие трудности?
— Только из-за моего плотного рабочего графика. И сейчас до приезда к вам, у меня была на одном из федеральных каналов запись большой программы, а после выступления у вас еду в Казахстан, где меня ждут с концертами, посвященными Дню Победы.
— Учитывая, насколько у вас расписаны рабочие дни, у вас бывают выходные?
— Бывают — один-два дня, я занимаюсь домом, семьей. Помимо семейных и бытовых проблем еще решаю и творческие задачи, и использую свободное время для встреч с композиторами, чтобы с ними поработать, обновить свой репертуар. Поверьте, это нескончаемая работа.
Любовь к красному цвету
— Как каждый журналист, который готовится к интервью, я просмотрела в Интернете всю информацию о вас, вашем творчестве и обратила внимание: почти на всех концертных фотографиях, начиная с 70-х годов до сегодняшнего времени, вы в нарядах красного цвета. Это для вас особенный цвет?
— Сейчас у меня немало концертных платьев других цветов: бирюзового, фиолетового, но по молодости носила только красный. Это было не мое решение, просто посчитали — начинающая молодая певица должна была выглядеть ярко, а такой позволяет быть именно красный цвет. В красном платье я пела и патриотические песни, и в таком наряде я полностью соответствовала нашему флагу советской поры. В красных платьях я запомнилась, и постепенно мне и самой полюбился этот цвет.
— Но вы и в этом концерте не изменили себе и во втором отделении вышли в красном наряде.
— За годы творческой деятельности у меня собралась большая коллекция концертных платьев — и выбор цвета зависит от настроения. Но заметила: в платьях красного цвета мне особенно хорошо поется.
— А что предпочитаете в повседневной жизни?
— В будни я одеваюсь очень просто, но по погоде, чтобы не замерзнуть. У вас прохладно, поэтому я одета, как капуста: свитер, куртка, на шее — шарфик. Простужаться нельзя.
«Голос идет от сердца к сердцу»
— Для певца их голос — это их инструмент. И у каждого есть свои секреты сохранения голосового аппарата в форме — кто-то специально поласкает горло прохладной водой, кто-то избегает пользовать лаками для волос, чтобы частички не попали на связки, кто-то кутается в шали. Есть ли у вас свой секрет?
— Ничего подобного у меня нет — просто, если голос Богом дан, то он и будет звучать. Но над ним надо работать. Я уже 40 лет пою, и за такой срок голос не может продержаться, как в первый день: он изнашивается, устает, меняется с возрастом. И поэтому я на протяжении 40 лет обязательно занимаюсь с педагогами, правильно подбираю репертуар. Иначе — певец не будет в форме.
— Вы, будучи истинным мастером, наверняка, задумывались: почему голос одного исполнителя становится легендой, а у другого, несмотря на высокое качество, проходным. С чем это связано?
— Даже имея маленький голос можно заинтересовать слушателя. Знаете, это зависит от тембра, мастерства исполнителя, актерских способностей, личного понимания песни и умения пропустить ее через себя. Главное, не криком брать, а сердцем, и тогда оно от твоего сердца дойдет до следующего.
— У вас есть приметы или традиции, чтоб концерт удачно прошел?
— Я всегда надеюсь только на свой профессионализм, и никаких примет и секретных талисманов у меня нет. Хотя нет — есть одна примета: как пройдет репетиция с музыкантами, так и состоится концерт. Но с волгоградским оркестром под управлением Владимира Леера мне было так просто, будто я знала его сто лет.
— О том, что исполнитель любим зрителями можно судить не только по аплодисментам, но и по количеству подаренных цветов. Вас просто искупали в букетах, особенно в розах — розы для Розы.
— Да, наверное, благодаря моему концерту местные цветочники сделали себе немалую выручку. Шутка, конечно. Я была последний раз в Волгограде 35 лет тому назад еще в составе ансамбля «Арай». И как тогда, так и сейчас, не уеду в Казахстан, пока не посещу знаменитый волгоградский мемориал Мамаев курган. И все цветы, подаренные мне на моем концерте, возложу к памятникам погибших героев.
Наталья ЖУРБИНА.