В свои 95 лет Валентин Ковалюха — пример для молодых
Совсем недавно десятки друзей, родных, товарищей по работе в совете ветеранов поздравили его с юбилеем, отмечая: у этого человека они учатся сохранять чувство юмора, хорошую память, доброе отношение к людям и к жизни. А еще стремление побеждать, за какое бы дело ни взялся.
Воевал и учился
Валентин Андреевич родился на Полтавщине — в маленьком городке, но в большой семье. Дед и прадед его были кузнецами, и Валентин тоже стал отличным кузнецом после школы ФЗО.
Потом поступил в Донецкий горно-машиностроительный институт, откуда студента Ковалюху призвали в армию. С 1938 г. он успевал постигать военное дело и одновременно учиться экстерном. Да так успешно, что на каждую сессию старшину полковой артиллерийской школы отпускали в учебный отпуск.
За год до войны он окончил вуз, но продолжал служить. Участвуя в окружных соревнованиях по стрельбе из 122-миллиметровых гаубиц, подразделение Валентина Ковалюхи заняло первое место, за что командующий Харьковским военным округом Георгий Жуков вручил каждому бойцу нагрудный знак с формулировкой: «За подготовку исходных данных для стрельбы по закрытым объектам».
Можно долго перечислять другие победы Валентина Ковалюхи, но вот только последний пример, о котором рассказала на его дне рождения заместитель регионального министра образования и науки Лариса Кожевникова. Частый гость в 54-й школе Советского района, Валентин Андреевич решил, как и его подшефные ребята, сдать несколько предметов единого государственного экзамена. И по русскому языку, например, ответил без единой грамматической ошибки!
Главное оружие
После срочной службы инженер Ковалюха собирался применить свои знания в мирных целях. Ведь после защиты диплома он прошел практику на заводе, где начали выпускать первые горнодобывающие комбайны, и был одним из немногих, кто получал там стипендию. Но работать не пришлось: началась война.
— В июне 1941 года наш 397-й артиллерийский полк направили к западной границе. Бойцы думали, что на учения, а тут — немецкие танки да самолеты против наших гаубиц на конной тяге, — вспомнил мой собеседник.
Отступая под напором противника и оставляя города, его товарищи однажды придумали, как спасти знамя части: обмотали Валентина красным полотнищем, а сверху замаскировали плащ-палаткой. Осколки разбили ее в решето, зацепили знамя, но пощадили бойца.
Сержант Ковалюха вместе с горсткой уцелевших красноармейцев отступал до самого Дона, а 22 августа 1942 г. прибыл в Сталинград.
Там бойцы заняли позиции у железной дороги возле Мамаева кургана. На полсотни бойцов осталось несколько винтовок да горсть патронов. Зато у немцев — прожектора, что ночь превращают в день и помогают вражеским снайперам бить по защитникам Сталинграда.
— Тяжелей всего пришлось осенью: холод, ни еды нет, ни воды. Иногда наша авиация сбросит мешок сухарей, а он попадает в расположение немцев. Приходилось с боем возвращать свой провиант. То же и с водой: бойцы пробирались за ней к Волге, да не все спасались от пули снайпера. Живы мы были, как говорится, одними надеждами на чудо, — вспомнил мой собеседник.
Долгая дорога на Берлин
Когда часть перебросили в район Дома техники у завода «Красный Октябрь» и вооружили зенитными пушками, воевать не стало легче. Но видя, как из последних сил огрызается враг, бойцы чувствовали: скоро победа. Там, на волжском берегу, они и узнали об окончательном разгроме фашистских войск под Сталинградом.
Однако вместо передышки победителей ждали дорога на Курск, бои у Прохоровки, освобождение Харькова, Гомеля, Минска, Бреста, Варшавы.
В предместья Берлина Валентин Ковалюха и его товарищи вошли в конце апреля 1945 г., а 2 мая, у стен Рейхстага, война для них закончилась.
— Столько лет мы мечтали раздавить фашистское логово! А когда оказались рядом с ним, каждый старался просто оставить здесь свою подпись, — рассказал фронтовик. — Я тоже отыскал чистый клочок на колонне и нацарапал: «Я — Ковалюха из Полтавы».
Вернувшись с войны с орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», Валентин Ковалюха вместе со всеми сталинградцами стал отстраивать разрушенный город. Более 40 лет он отработал на деревообрабатывающем заводе им. Куйбышева, пройдя путь от мастера до заместителя главного инженера. В 2008 г. был одним из четырех участников войны, отправившихся из Волгограда в Москву на парад Победы. Трижды ездил в столицу на празднование 9 Мая по приглашению Президента России.
Алла САВЧИШИНА.
Горячее лето 1942-го…
*28 августа. Военсовет Сталинградского фронта отдал приказ начать отвод военнообязанных, работавших на предприятиях и в учреждениях, на левый берег Волги. Райвоенкомы немедленно организовали их оповещение. На видных местах появились соответствующие приказы, 75 велосипедистов-связных отправились по бомбоубежищам и щелям, где укрывались жители, дублируя сообщения. Через пять часов работа была закончена.
На следующий день к назначенным пунктам по левому берегу Волги двигались тысячи людей, и к 5 сентября из военнообязанных были сформированы и переданы боевым частям первоочередные команды бойцов.
*1 сентября. Непосредственная угроза, нависшая над Сталинградом, побудила горком обороны срочно принять постановление «О дополнительном сооружении баррикад». В распоряжение 26-го управления оборонительного строительства для этого направлено 22 тыс. чел., чтобы закончить возведение баррикад к 5 сентября.
*4 сентября. Верховный Главнокомандующий Сталин прислал директиву, адресованную представителю Ставки Жукову. Там указывается: «Положение со Сталинградом ухудшается. Противник находится в трех верстах от города и может взять город, если группа северных войск не окажет немедленной помощи. Потребуйте от их командующих немедленно ударить по противнику. Недопустимо никакое промедление».
Из воспоминаний участника обороны Сталинграда Е. Куксова, первого секретаря обкома и горкома партии, председателя городского комитета обороны А. Чуянова.
Через семь с лишним десятков лет у защитников нашего города остались в основном лишь медали «За оборону Сталинграда» да фронтовые раны. Шинели и сапоги, в которых солдаты пришли с фронта, износились. Оловянные фляжки, ложки, кружки пришли в негодность. И даже письма-треугольнички, сохраненные мамами и женами, или воинские справки давно рассыпались от старости.
Но мы верим, что потеряно не все и не у всех. Бывая в гостях у фронтовиков, тружеников тыла, «детей Сталинграда», мы видели немало следов войны — от почерневших фотокарточек до пуговиц с солдатской гимнастерки. Да и у молодых волгоградцев, не знавших войны, хранятся семейные реликвии, оставленные родными. И не забываются истории, связанные с ними.
Мы предлагаем рассказать эти истории и показать эти реликвии на страницах нашей газеты, чтобы вместе продолжить писать историю Великой войны и рассказывать о ее героях. Звоните нам по тел.: 23-42-39, 72-39-42 или пишите по электронному адресу: saval52@mail.ru.