В десять лет Степан Свиридов проводил в армию старшего брата Александра. Тот со своей частью входил в Латвию, Литву, Эстонию, а затем участвовал в боях с белофиннами, а в 1942 г. попал в Сталинград и погиб во время тяжелейших сентябрьских боев. Второй брат Михаил был призван за год до начала Великой Отечественной войны, зенитчиком прошел всю войну. Отца в конце 1941 г. определили в казачий полк, где он служил вместе со знаменитым Константином Недорубовым.
Повзрослели до поры
— В общем, переживать войну в совхозе «Отрадном» остались мама, шесть сестер и я, семиклассник. Детство кончилось, когда почти всех мужчин мобилизовали на фронт, — вспомнил Степан Никонорович.
Как и другие мальчишки, он работал в бригаде: полол кукурузу, картошку, капусту. Когда его с друзьями Алексеем Четвериковым и Володей Кривенко направили на учебу в мехмастерские, они ремонтировали машины, готовили их к весенне-полевым работам.
Несколько настоящих трактористов не призывались в армию по брони. Но в основном у бригадира Тимохи Довыборщикова вся надежда была на семнадцатилетних девчат и пятнадцатилетних мальчишек. В апреле женская бригада вышла сеять далеко в степь. А Степану Свиридову было велено цеплять к трактору сани и тащить на них бочку автола в мужскую бригаду, что пахала целину вокруг «Отрадного».
— Еду по полю, и тут что-то меня начинает беспокоить хорошее. Что? Да у меня же день рождения, 15 лет!
Все для фронта, все для победы!
Когда отсеялись, управляющий послал его на водокачку, потом поставил ездовым. За 600 граммов мокрого, из проса или кукурузы хлеба друзья Пашка Назаров, Вася Бердников, Федя Маркин, Степан Свиридов развозили на плантации пустые ящики, а полные тут же грузили на подводы, чтобы быстрее сдать овощи на консервный завод в Михайловке. К вечеру дети от усталости не чуяли ни рук, ни ног.
— В Михайловке немецкие самолеты с июля уже бомбили станцию, железную дорогу, мост. Мы с Пашкой попеременно до самых морозов возили на консервный завод капусту. По пути видели, что на ближних железнодорожных станциях от военных эшелонов отцепляют по десятку вагонов и в лесах вдоль Медведицы размещают наши части, — вспомнил мой собеседник.
Вскоре и ему пришлось помогать военным. Однажды выехал с завода, а навстречу двое конных. Капитан командует: «Быстро на станцию, погрузишь снаряды — и в лес!».
Мальчишка давай канючить, что лошади устали. Какое там! «Это мобилизация в военных целях, и вопрос не обсуждается». С сержантом Степан поехал на станцию, где солдаты грузили ящики с патронами и снарядами на подводы, запряженные конями и быками. Оттуда погнали их в лес, где так же моментально разгрузили.
На следующий день со Степаном и другими мальчишками случилась такая же история. Так весь июль и август подростки развозили оружие по лесам, рискуя попасть под бомбежку во время немецких авианалетов.
Служил, где приказано
До середины ноября в михайловских полях стояли туманы, а числа 15-го выпал снег и ударили морозы. В это время в совхоз пришла рота солдат: здоровые крепкие ребята в шапках-ушанках, белых полушубках, валенках, с автоматами ППШ. Переночевали по людям и ушли.
— А 19-го числа под Серафимовичем как загрохотало, как засверкали всполохи! Этот гром и бесконечная стрельба продолжались два дня. Под утро 21-го чуть затихло, а 22-го наступила тишина. После этого мимо села пошли колонны пленных румын. Мы, конечно, не знали, что началось контрнаступление нашей армии, но поняли: теперь жди победы под Сталинградом, — объяснил Степан Никонорович.
В его совхозе начала налаживаться мирная жизнь. Юные труженики тыла ремонтировали тракторы, работали при лошадях, на водокачке, заготовке дров. Война пошла на запад, настроение людей изменилось, и работа уже не казалась мальчишкам такой тяжкой. А может быть, они просто выросли.
За год до Победы в армию призвали и Степана Свиридова. Через полностью разбитый Сталинград новобранцев повезли в Бекетовку, оттуда в Уфу. Учебный полк, артдивизион, 2-е Чкаловское военно-авиационное училище, пехотный полк, авиашкола воздушных стрелков-радистов, 836-й бомбардировочный авиаполк в китайском городе Дальний — вот путь, что прошел герой этих заметок за восемь лет армейской службы без всяких отпусков.
Вернувшись в Сталинград, он окончил институт, женился, работал — и так набрал полвека трудового стажа. Сегодня бы можно спокойно отдыхать. Но Степан Никонорович, как на службу, ходит в Краснооктябрьский совет ветеранов, в школах встречается с будущими защитниками Родины, учит их: прежде думай о Родине, а потом о себе.
Алла САВЧИШИНА.