Социальная ориентированность бюджета Волгограда во многом зависит от региональных парламентариев
На этой неделе будет решена судьба главного финансового документа Волгоградской области — бюджета. Наряду с региональным точки над i будут расставлены и в бюджетах муниципальных образований, в числе которых и Волгоград. Будучи главным источником дохода областной казны, сам город-герой до сих пор не мог похвастаться достаточной финансовой поддержкой региона, что зачастую приводило к нехватке средств на реализацию многих муниципальных программ, поэтому власти Волгограда сегодня ведут диалог с представителями областной власти для решения бюджетной проблемы.
Дело в том, что общий объем доходов на 2013 г. по сравнению с показателями 2012 г. сокращается на 1,6 млрд руб., или 10,3%. Средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов, стало меньше на 2 млрд руб., или на 36%.
Главный финансовый документ Волгограда формируется на фоне планируемых изменений законодательства. К сожалению, эти новшества не являются позитивными для города. К примеру, изменение закона Волгоградской области о единых нормативах отчислений в местные бюджеты от НДФЛ предусматривает его снижение с 15% до 10%, что приводит к прямым потерям доходов бюджета Волгограда на сумму порядка 700 млн руб.
Между тем НДФЛ продолжает оставаться основным доходным источником муниципальной казны. При том что НДФЛ, собираемый в консолидированный бюджет Волгоградской области на территории Волгограда, ежегодно возрастает, отчисления в бюджет города сокращаются — из-за пересмотра в сторону уменьшения нормативов отчислений (в 2008 г. — 44,1%, в 2013 г. — 33,54%).
Так, в 2009—2010 гг. рост НДФЛ в консолидированный бюджет Волгоградской области составлял 8—9%, а рост отчислений в бюджет Волгограда соответственно 7—8%. В 2012 г. при 12%-ном росте НДФЛ в консолидированный бюджет Волгоградской области в казну Волгограда отчисления возросли лишь на 2,6%. А в 2013-м при росте НДФЛ в консолидированный бюджет Волгоградской области в 10,3% отчисления в бюджет Волгограда не только не возрастают, а, наоборот, снижаются на целых 5% из-за сокращения единого норматива.
Что касается доходов города в части межбюджетных трансфертов, то в 2013 г. и они значительно сократятся: как за счет субсидий (на 1 млрд руб.), так и субвенций (на 1 млрд руб.). Пока все субсидии, остающиеся на долю областного центра, составляют всего 457 млн руб., из которых 369 млн руб. будут потрачены на строительство подземного варианта транспортной развязки в Советском районе.
В сложившейся непростой финансовой ситуации администрация Волгограда ведет активный диалог с депутатами областной Думы. Поддержку в этом оказывают городские парламентарии, которые также отстаивают интересы местного бюджета. Власти Волгограда надеются, что по итогам совместной работы с регионом удастся найти компромисс, который будет отвечать интересам и города, и области в целом.
Сергей ФЕДОРОВ.