Долгожданное танго
Совместно поведенная ночь еще не повод для знакомства? Герой нового спектакля молодежного театра считает иначе. И, обнаружив поутру незнакомку в своей постели, отчаянно пытается узнать, кто она и откуда. Дама насмешничает, интригует, кокетливо надевает туфли на шпильке и соглашается приходить еще девять ночей, чтобы познакомиться поближе.
«История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» — пьеса с замысловатым названием и на первый взгляд незатейливым сюжетом увенчана призами во Франции, где ныне живет ее автор, румын Матей Вишняк. А в России она любима различными театральными лабораториями, но редко кто выводит ее на большую сцену.
Алексей Серов решился на это, объединив усилия представителей нескольких театров. Сценограф спектакля — главный художник театра им. Моссовета Мария Рыбасова, в главной женской роли – актриса Малого театра народная артистка РФ Алена Охлупина. Режиссер по пластике Владимир Беляйкин и художник по костюмам Вита Севрюкова — тоже москвичи.
История любви в девяти эпизодах получилась странной, парадоксальной, не лишенной абсурдистского юмора и завораживающе зрелищной. Сцена, поначалу оборудованная кроватью да дверным проемом в белой стене, разрастается до космических масштабов, озаряется светом десятков свечей, становится садом воспоминаний. Герой играет гостье на саксофоне, читает Бодлера, угощает своим любимым блюдом, которое готовила мама, и рассказывает, как его отец в честь рождения каждого ребенка высаживал в саду какое-нибудь дерево, чтобы, когда дети вырастут и разъедутся, мать всегда чувствовала их присутствие. Героиня облачается в огромную белую рубаху-экран, на который проецируются воспоминания героя: сад, фабрика, где работал отец… Видеофрагменты, диапроекция, театр теней. Кажется, актерам немного не хватило времени, чтобы вполне обжить всю эту машинерию.
Зато можно уверенно сказать, что дуэт Алены Охлупиной и Игоря Мишина сложился. Путь их героев друг к другу — мучительный поиск общего языка, расцвеченный богатством интонаций. «Скажи «а» так, как будто ты меня любишь, — просит героиня в одной из самых чувственных сцен. — А теперь скажи «а», как будто ты видеть меня не можешь»… В начале они буквально говорят на разных языках (героиня по-французски), в конце им больше не нужны слова, чтобы понимать друг друга. Это для нас, зрителей, появляется текст на экране: «Какое твое любимое животное?» — «Медведь панда» — «Тогда в следующей жизни ты будешь пандой». Она дарит чувства, которые умножаются даже от дыхания. Звуки просачиваются сквозь стены, не признавая их существования. Герои слышат, как разогревает ужин сосед сверху, как устраивается перед телевизором соседка снизу — эти люди так похожи, но никогда не встречались. Тотальное одиночество в современном городе — тема не новая. Не каждому, увы, удается быть кому-то нужным в этой жизни. И саксофонист Мишель оказался по-настоящему нужен только ей — загадочной красавице, не называющей своего имени и легко входящей в закрытые двери. Начавшись с постельной сцены, действо постепенно словно теряет земное притяжение. И свадебный танец героев, конечно, не из той свадьбы, после которой живут долго и счастливо.
Кстати, пора уже оставить глупые стереотипы насчет женщины с косой. К Мишелю, например, она пришла с большим будильником.
Рина РОМАНОВА