Музыкальный руководитель детского сада в Кировском районе стала призером Всероссийского конкурса «Воспитатели России»
Волгоградский педагог МОУ «Детский сад № 377» Ирина Богачева получила диплом 2 степени в номинации «Лучшая практика по раскрытию потенциала и развитию талантов ребенка в детском саду» с работой «Детское телевидение как средство формирования открытого информационного пространства в дошкольной организации» на XIII Всероссийском конкурсе «Воспитатели России».
Секрет развития ребенка
Победе предшествовал ряд этапов – региональный и федеральный. В финал вышло много талантливых педагогов со всей России.
– Действительно, сильные проекты и сильные педагоги, у которых было чему поучиться, – говорит Ирина Викторовна. – В финале нас ждал обмен опытом, знакомство с разными интересными практиками, прошли круглый стол и брифинг для победителей. Всё это заставило о многом задуматься, анализировать свои проекты, но главное мы все поняли, что выбрали этот путь неслучайно, всё было не зря.
Волгоград Ирина Викторовна представляла одна. И была единственным представителем МОУ, где реализуется проект по детскому телевидению. На брифинге ей задали вопрос: а почему музыкальный руководитель и тут же проект по детскому телевидению?
– Я все-таки педагог, для меня важно, чтобы дети развивались творчески и с разных сторон. Как музыкальный руководитель я понимаю, что сейчас дети проводят время в гаджетах, больше смотрят, чем говорят, и речь «хромает». Да, мы на музыкальных занятиях занимаемся распевками, пропеваем что-то, но телевидение может дать больше. Дети учатся формулировать предложения, задавать вопросы, у них развивается речь, коммуникативные навыки, снимаются зажимы и барьеры. Это всё очень важно, – объясняет Ирина Богачева.
За 3 года, как образовался проект, детское ТВ создало много выпусков новостей, причем они были как из стен МОУ, так и внешних проектов. Но обо всем по порядку.
Всё по-взрослому!
Идея телестудии возникла четыре года назад в соавторстве с заведующей детского сада Татьяной Жировой и творческой командой педагогов. Сначала, в 2022 году, Ирина Богачева прошла курсы по детской журналистике. И тогда же в пилотном проекте участвовали 4 малыша, четыре первых звездочки. Они за год создали 8 выпусков новостей на разную тематику. Выступали в роли корреспондентов, которые задавали вопросы сверстникам и их родителям в родном детском саду, освещали районную спартакиаду. Стало понятно, что проект имеет огромный потенциал. Через год Ирина встретилась с автором курсов по журналистике Мариной Ореховой, узнала много новых лайфхаков, и когда вернулась в Волгоград, было решено открыть в детском саду телестудию. В двух корпусах детского сада созданы были кабинеты, банер, на фоне которого идут съемки новостей, камеры, микрофоны – всё по-взрослому! Монтирует Ирина сама в различных видеоредакторах.
– У нас самый большой детский сад: 2 корпуса, 450 детей, 18 групп. Из них девять группы детей старшего дошкольного возраста – для них особенно важно развиваться комплексно. И наши проекты это великолепно позволяют делать, – говорит музыкальный руководитель. – И сейчас в детское телевидение мы набираем уже на основе кружка. В прошлом году участвовали 12 детей, в этом – 14.
В начале года ребята изучают теорию, учатся брать интервью друг у друга. Потом проходят посвящение в юных журналистов, показывают, какие знания получили, приносят клятву журналиста, получают пресс-карту. И испытывают огромную гордость за то звание, которое будут нести в течение года. А в конце года их ждет выпускной. Там ребята подводят итоги, кто в каких выпусках новостей снимался, в какой роли, на какую тему брал интервью.
– Мы вышли за рамки детского сада, – говорит Ирина Богачева. – Малыши берут интервью не только на наших мероприятиях, но и снимали репортаж на районном рождественском фестивале, августовской районной конференции для педагогов, на фестивале #ТриЧетыре. Маленький журналист посетила много творческих мастерских, пообщалась с организаторами.
Сейчас совсем крошечные журналисты готовятся освещать Новый год. У них уже готовы несколько вопросов, которые они будут задавать сверстникам, родителям и воспитателям.
Конечно, сначала ребята стесняются. Только представьте шестилетку, которому надо с микрофоном в руках и на камеру задать вопрос: «Какой у вас любимый праздник?», «Какие подарки вы ждете от Дедушки Мороза?». Но Ирина Викторовна создаёт такую атмосферу, чтобы ребёнок раскрылся, перестал стесняться, свободно себя чувствовал. Это очень важный опыт для подготовки к школе, умению собраться и ответить на вопрос учителя, выйти к доске.
В этом году Ирина Викторовна прошла курсы уже по основам музыкальной журналистики и получила соответствующий диплом. И уже запланировала новый этап проекта: настоящую пресс-конференцию с музыкальным гостем.
Юные журналисты разбираются в закрытых, предполагающих односложный ответ, и открытых вопросах, предполагающих развернутый ответ. И даже спорят, как их правильно задавать. Они пробуют себя в роли ведущих выпуска новостей и корреспондентов с места события. Юные журналисты участвуют во всероссийском детском проекте «Дети – детям. Живые письма», в рамках которых обмениваются письмами и открытками с ребятами из других городов. И это тоже много значит для подготовки к школе: это и развитие фонетического слуха, и первое письмо.
Когда глаза горят
Ирина Викторовна занимается и еще одним – патриотическим – проектом. В рамках сетевого проекта «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в городах-героях России» детский сад участвует в телемостах с коллегами из Санкт-Петербурга, Севастополя, Мурманска.
– Меня с детства воспитывали в духе любви к Родине, и я всегда старалась передать ее и малышам, – говорит Ирина Богачева. – И на одном из педагогических форумов познакомилась с коллегами из Санкт-Петербурга, так и родилась идея совместных телемостов. Что такое телемост? Дети в прямом эфире из разных городов собираются вместе, танцуют, поют, играют в общую игру – и всё это по одному, общему для всех городов-участников сценарию. Такой телемост мы обязательно проводим в День Героев Отечества. В прошлом году он был посвящён героям, в честь которых названы улицы нашего района. И ребята рассказывали про летчика Гастелло. А в этом году рассказывали про героев разных эпох – про девочку из Царицына, мальчика-казака, детей Сталинграда и современных ребят, которые совершили добрые поступки.
Есть совместные акции. Одна из них проходит ко Дню Неизвестного солдата 3 декабря «Гвоздика памяти». Это семейная акция. Дети вместе с родителями возлагают цветы на Могилу Неизвестного солдата на Мамаевом кургане или у памятников в Кировском районе. А потом монтируется целый видеоальбом с участниками акции и их очень, очень много. Плюс в рамках акции крохи узнают о том, кто такой неизвестный солдат, какие есть памятники. Всё это служит цели образования детей. Акция проходит во всех городах, которые участвуют в совместном проекте.
Есть в детском саду акция «Спасибо деду за победу», которая уже переросла в целый проект. Это тоже семейная акция. Ребята узнают историю своих героических предков, а потом рассказывают о них. В рамках «Мы помним – мы гордимся» малыши разучивают стихи и песни на патриотическую тематику. «Катюша» –это про семейное творчество, когда мамы, папы, дедушки и бабушки вместе с внуками поют знаменитую «Катюшу». Детский сад проводит столько мероприятий, что рассказать обо всех просто невозможно. Но особая гордость – это сводный хор малышей старших групп. 130 малышей поют на мероприятиях в честь России, 9 Мая, 2 февраля и в другие знаменательные деты.
– Я в профессии уже 30 лет. Пришла сразу после педагогического музыкального училища, – говорит Ирина Богачева. – В профессию я пришла благодаря маме – она тоже музыкальный руководитель. И я ни разу не пожалела о своём выборе и очень благодарна этой работе. Это так прекрасно – заниматься музыкой с ребятами, нести им добро, развивать их, чувствовать отдачу. Все эти проекты придумываю ради ребят. Ведь можно просто спеть с детьми песню и уйти! Но разве это правильно? Я хочу видеть, как горят их глаза, какой большой путь они проходят в детском саду. И наблюдать эти изменения – это иногда до слёз. Когда на выпускном, видишь музыкальный номер, как ребенок вырос, и понимаешь – это и мой вклад в него! Видеть искорки в их глазах – это такое счастье.



