В дореволюционное время пляжную одежду было сложно отличить от городских платьев
Дореволюционная мода, как и современная, четко разграничивалась на сезоны — зимой были актуальны шерсть, тафта, а летом, особенно те, кто имели средства и любили помодничать, выбирали ткани потоньше с самыми невероятными названиями: шармез, крепы, органди, па-де-суа, шелковый поплин… И шили из них блузы, долманы, юбки «клош»… Приглашаем окунуться в мир летних нарядов дореволюционной эпохи.
Назло военному времени
Царицын был читающим городом и до него доходили многие периодические издания, в том числе десятикопеечный еженедельный литературный, художественный, общественный и популярно-научный журнал «Весь мир». Издание № 21 за май 1915 г. в большинстве своем было посвящено событиям Первой мировой и рекламе, но на предпоследней странице содержалась удивительная по теме статья «Моды и европейская жизнь». Фамилия автора не указывалась, лишь: «От нашего парижского корреспондента». Прилагательное «парижский», видимо, должно было ввести читательниц в трепет, потому как все парижское априори является символом моды и вкуса. Итак, что советовал парижский корреспондент носить российским читательницам в неспокойном 1915 году?
В 1915 г. были модны самые разные материи, о многих из которых можно узнать, лишь в старинных модных журналах. «Из летних модны батисты всех родов, маркизеты, никогда не выходящий из моды фуляр всевозможных родов и органди, — рекомендовал все знающий о мире моды парижский корреспондент. — Для более тяжелых летних платьев модны пике, бумажный репс, полотна разных родов и оттенков». При создании летних костюмов применяется шармез, шелковый поплин, тафта, па-де-суа. Также в 1915 г. был в моде легкий атлас и «подражание этой материи — сатин всех цветов».
Что касается фактуры материй, то были актуальны как гладкие, так и «затканные выпуклыми рисунками по красивым нежным цветным фоном». Выбор модных рисунков был небольшой: мелкий цветочек, набирающий популярность горох, а также полоски. «В нынешнем сезоне появилась новость: шелковые или бумажные материи с неправильно чередующимся черными и белыми полосками, широкими вперемежку с очень узкими. Это оригинально, красиво и ново».
Далее знаток парижских мод советовал дамам носить блузки («допускаются любых тонов и оттенков, но особенно модны блузки цвета песочного и хаки, а также всех оттенков синего»), костюмы, а для прохладных летних вечеров настойчиво предлагал одевать долман — накидку с широкими рукавами, пришитыми к корпусу.
И конечно же, актуальны платья. Знаток парижских мод умолял прекрасную половину человечества не носить «колокольчики»-тюники»: «Тюники такого рода создают некрасивую линию, портя, по большей части, изящный контур женской фигуры».
В моде, вопреки суровым военным временам 1915 г., были платья совсем другого рода: женственные, легкие, с многочисленными фалдами, превращающие модницу во флору неземной красоты: «Хороши платья из легких светлых летних материй, — читаем в журнале «Весь мир», — как бы целиком состоящих из множества — пяти-шести — «фалбор» (аналог фалд — Авт.), спускающихся одна на другую. Мне случилось видеть в таком платье молоденькую парижанку; она положительно походила на живой цветок или огромную фантастическую бабочку».
Прелестные пляжные «скафандры»
Понятие «пляжная мода» не является современным явлением — ей намного больше ста лет. Правда тогда даже оголенные до колен ноги воспринимались почти как вызов обществу и прощались лишь пользой от солнечных и водных ванн. Однако с трудом можно себе представить, как в таких «скафандрах» можно было ощутить летний ветерок?
«В витринах «магов и волшебников мод», парижских портных — прелестные купальные костюмы, — воспевал парижский корреспондент. — Одни, как и прежде, тесные трико; другие настоящие короткие платья с короткими рукавами и вырезами около горла; с широкими шароварчиками и с сандалиями на ногах, многие даже с чулками».
Платья, шароварчики, чулки — для пляжной одежды все это выглядит несколько громоздко. Но это на наш взгляд. Для модниц прошлого подобное обмундирование было просто олицетворением легкости, потому что пляжная одежда предполагала отсутствие тугого корсета. Это было истинным счастьем — отдохнуть от его тирании.
Юбки с аграфами по почте
Модные товары можно было не только купить в модных царицынских магазинах, а также, если хотелось чего-то особенного, выписать по предложенному приказчиком каталогу. Был еще один вариант получения модного товара: самим сделать заказ по почте, и будьте уверены — товар бы дошел до места назначения. Коммерсанты прошлых лет, дорожившие своей репутацией, выполняли свои обещания.
Московский магазин дамских нарядов Павла Обоимова, что на Тверской, присылал модные верхние юбки самых невероятных фасонов и тканей. Шерсть, шевиот-рогожка, трико, отделенные пуговицами, вышивкой, аграфами. От заказчиц требовалось в письме лишь точно указать мерки — длину юбки, объем и пр. Как обещает продавец, если они сняты правильно, заказчица станет обладательницей вещи, которая будет идеально сидеть по фигуре. Стоимость модной юбочной новинки варьировалась от 4 руб. 95 коп. до 11 руб. Заказ высылался наложенным платежом без задатка, и модный магазин гарантировал «немедленное возвращение денег за все непонравившееся».
Другой московский магазин А. Н. Иванова предлагал иногородним модницам отрезы белого нарядного батиста, которые хороши для пошива летних платьев. В зависимости от количества ткани и ее отделки разные отрезы стоили от 7 руб. 50 коп. до 15 руб. «За высылку прошлого года — 1913 — имею много благодарностей. Высылаю наложенным платежом». Моднице, пожелавшей приобрести модную ткань для пошива истинно актуального платья, оставалось только отправить письмо по адресу: Москва, Тверская — угол Садовой, дом 77.
Самым отчаянным и состоятельным модницам предлагалось заказывать наряды напрямую из Швейцарии. Платья из самых модных шелковых тканей с лучшими вышивками на батисте, вуали, тюле, стоили в районе 10 руб. И это при том, что как заявлял продавец из Швейцарии, в цену уже входит пересылка и пошлина. Если стоимость была высоковата, то заказчице высылали платья и блузы не в готовом виде, а выкроенные по требуемой модели и размеру, и моднице лишь оставалось сшить детали этого «конструктора», получив в результате современное платье. Для любой жительницы Царицына это не составляла труда — в дореволюционную эпоху не то что зрелые женщины, маленькие девочки отлично умели шить и с детства сами готовили себе приданое.
Выражаем благодарность за предоставление материалов Волгоградскому областному краеведческому музею.
Наталья ЖУРБИНА.