Такой приказ получили наши офицеры перед тем, как отправиться в подвал центрального универмага
Учетчика полеводческой бригады колхоза «Пролетарий» Петра Алхутова призвали в армию в апреле 1942 г. А уже через считанные месяцы старший сержант охранял парламентеров, которые вели переговоры о сдаче в плен штаба 6-й немецкой армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом.
Молодежь не подвела
Времени на военную науку у этого 19-летнего новобранца было немного. Два месяца в полковой школе младших командиров, что располагалась в Камышине, потом еще три месяца занятий в школе № 26 Тракторозаводского района, после чего Петр Алхутов был зачислен в роту противотанковых ружей командиром отделения. В августе его часть направили в с. Дубовый Овраг Светлоярского района, а 22 числа рота получила боевое крещение.
— В раскаленной степи мы впервые увидели танки с белыми крестами, — вспоминает сегодня Петр Васильевич. — Вместе с артиллеристами, которые свои 45-миллиметровые орудия называли «Прощай, Родина», отразили танковую атаку, подбили три машины и продержались на линии обороны полный день. Вечером приехал комиссар нашей 38-й мотострелковой бригады Винокур: «Зря опасался, что вы, молодые, не выдержите. Надеюсь, что и впредь не пропустите немца к Сталинграду».
И точно, днем бойцы шли в атаку, а по ночам части 38-й мотострелковой бригады перебрасывали туда, где труднее всего. И они вновь держали врага в районе сталинградского аэродрома в Дзержинском районе, у Разгуляевки, в поселках Краснооктябрьского района.
— У ДК Ленина гитлеровцы стояли от нас так близко, что слышно было, как по вечерам они играют «Катюшу» на губных гармошках. А мы взбираемся на танки и сквозь трассирующие пули, что отсвечивают красным, зеленым, белым, идем на вражеские позиции, — рисует картину боя мой собеседник.
— Неудивительно, что к началу октября в бригаде осталось десятка три бойцов.
К захватчикам пришла расплата
В ноябре, после переформирования, бригаду включили в состав 64-й армии. По ночам, маскируясь, бойцы шли в сторону Сталинграда, видели скопления наших войск и понимали: готовится наступление. Туманным утром 19 ноября Петр Алхутов и его боевые товарищи двинулись через пос. Октябрьский и Светлый Яр, вместе с другими частями окружая многотысячную группировку противника.
В Сталинград они прибыли 26 января 1943 г. От Верхней Ельшанки спустились на ул. Рабоче-Крестьянскую. По Астраханскому и Кулыгину мостам дошли до центра. Мимо Сурских бань с боями пробились к драмтеатру. Немцы, засевшие по подвалам, огрызались так отчаянно, что этот короткий путь занял несколько дней.
— У подвала нынешней гостиницы «Волгоград» мы оказались 31 января. Наши бойцы выводили оттуда немецких солдат, среди которых было два офицера. Они и сообщили, где находится Паулюс. Старшему лейтенанту Ильченко был дан приказ: взять его только живым! — рассказал Петр Алхутов о самом памятном дне в Сталинграде.
Вместе с Ильченко бойцы 38-й мотострелковой бригады, среди которых были наши земляки Петр Алхутов, Константин Мелихов и Василий Фоменко, под огнем противника пробились к универмагу с ул. Островского. Когда немцы прекратили стрельбу, они увидели жалких, оборванных солдат, которые взглядом просили пощады.
Послушать очевидца…
Что касается офицеров штаба 6-й армии, то через лейтенанта Ильченко они передали: немецкое командование просит, чтобы переговоры о сдаче в плен вели высшие офицеры Красной Армии. Для этого в универмаг прибыл начальник штаба 64-й армии генерал-майор Ласкин, командир 38-й бригады полковник Бурмаков и др.
— Я охранял их и видел, как из подвала выводили немецких полковников. Паулюс не хотел идти сквозь строй своих солдат, — понял старший сержант Алхутов. — По его просьбе в комнате начальника штаба Шмидта разобрали мешки с песком, и через оконный проем препроводили фельдмаршала к машине, которая направилась на юг Сталинграда — в штаб генерала Шумилова.
Прошло семь с лишним десятилетий, но ветеран Петр Алхутов рассказывает о том дне, как о вчерашнем. Он вернулся с войны старшим сержантом, потом всю жизнь служил в милиции, на пенсии вместе с женой Екатериной Михайловной воспитывал внуков и правнуков.
— В нашем доме всегда было много гостей. Приезжали целыми делегациями китайцы, американцы, немцы, и всем было интересно послушать о пленении Паулюса, — рассказали Алхутовы.
Алла САВЧИШИНА.