В Госдуме предлагают не эвакуировать машины на штрафстоянки, а перемещать на свободные места
Группа депутатов во главе с вице-спикером Думы Игорем Лебедевым предлагает рассмотреть законопроект, запрещающий эвакуировать неправильно припаркованные и мешающие проезду автомобили на штрафстоянки в случае, если машины можно переместить куда-то рядом, где они не будут мешать движению и пешеходам.
Штрафа вполне достаточно
Депутаты Государственной Думы решили поддержать автолюбителей, которые зачастую жалуются на несправедливую эвакуацию своих транспортных средств, сообщают «Известия». Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, а также депутат Андрей Свинцов подготовили законопроект, согласно которому предлагается разрешить не эвакуировать машины на штрафстоянку, если данные транспортные средства не создают препятствия для движения пешеходов или для водителей других транспортных средств. Фактически депутаты предлагают утвердить понятие «условная эвакуация», когда на штрафстоянки не увозили бы все машины без разбора. Они также предлагают разрешить водителям забирать свой автомобиль (при необходимости оплатить штраф), если эвакуатор с транспортным средством еще не начал движение.
Напомним, что аналогичные поправки эти же депутаты вносили осенью прошлого года, но тогда они не были приняты.
После перемещения транспортное средство будут оставлять на месте, задерживать его будет запрещено, — пояснил РИА «Новости» один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов. В законопроекте предлагается применять такие правила к машинам, остановившимся под знаком, запрещающим остановку или стоянку, либо остановившимся на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта и в тоннелях. Сейчас же в целом ряде случаев автомобиль эвакуируют на штрафстоянку, даже когда это не требуется, говорится в пояснительной записке к законопроекту, и хозяин автомобиля выплачивает штраф, в несколько раз превышающий наказание, предусмотренное Административным кодексом.
Эвакуация как средство наживы
По мнению депутатов, работу эвакуаторов в крупных мегаполисах можно оценить как безобразную, потому что данная сфера поставлена на «коммерческие рельсы» и многие эвакуаторы занимаются только тем, что зарабатывают деньги. «Причем водители эвакуаторов получают премии с эвакуированных машин, город получает доходы. Зарабатывают все, а страдают автомобилисты. Мы не первый раз поднимаем данный вопрос. Считаем, что эвакуация должна быть условной, а не безусловной, как сейчас. Если автомобиль, который припаркован на тротуаре, мешает проехать другим без нарушения Правил дорожного движения, то его надо эвакуировать, — говорит он. — Иначе бывает, когда водитель подходит к своей машине, а машину ему уже не отдают и говорят ехать на штрафстоянку. Хотя водитель рядом и по всем нормам и правилам они обязаны отдать. Но сотрудники эвакуаторов этого не делают».
Другой соавтор законопроекта, депутат Андрей Свинцов, также отметил коммерческую заинтересованность работников эвакуаторов. «Бывают ситуации, когда человек приехал, а у него стало плохо с сердцем. Он припарковался, никому не мешает, готов при необходимости оплатить штраф. В таких случаях эвакуировать не надо. А получается, что тут же приезжает эвакуатор и увозит машину. В правилах четко написано: нарушил — заплати штраф. Если машина никому не мешает, то водитель несет санкции Административного кодекса, — говорит он. — У нас эвакуация не просто платная, она коммерческая. Ее превратили в бизнес. Машины увозят даже с платных мест, где можно стоять. Потом месяцами приходится ходить по судам и доказывать, что там ты стоял совершенно законно. Это просто хамство. Вносим такой закон, чтобы прекратить беспредел эвакуаторов».
Основания для эвакуации должны быть изменены
Председатель общероссийского общественного «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает, что вносимые группой депутатов изменения не помогут справиться с дорожной мафией. Он отмечает, что необходимо кардинально сократить основания для эвакуации транспортных средств, сделать так, чтобы за эвакуацию не платили водители, а также по примеру западных стран разрешить забирать машины на штрафстоянки только в тех местах, где оборудован специальный знак.
«У нас сейчас в этом плане законодательство не соблюдается, — заявил он. — По закону, если водитель подошел к машине, даже если эвакуация началась, машину обязаны ему вернуть. Там прямо записано, что эта мера применяется до устранения причины задержания транспортного средства. А причина в том, что машина мешает. Если он подошел, то может перепарковаться и решить проблему. Сегодня по нынешнему законодательству в 60% случаев эвакуация проходит незаконно, с нарушениями. Это мафия, которая здесь сформировалась и злоупотребляет своим положением».
Это противоречит ПДД!
Подобная инициатива целиком противоречит Правилам дорожного движения. Если остановка запрещена, то автомобиль надо эвакуировать. В этом уверен заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. «Если честно, я, правда, не понимаю, почему же не нужно эвакуировать? Если стоит знак «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена», значит, автомобиль, остановившийся под знаком в этом месте, будет мешать, правильно? А раз он мешает, значит, в любом случае нужно его эвакуировать, иначе зачем тогда ставить знаки. Поэтому позиция некоторых депутатов в Госдуме мне непонятна.
Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель городских вестей":
—. Раз остановка запрещена, то автомобиль надо эвакуировать. Машина стоит на тротуаре или два колеса — не важно. Это нарушение ПДД. Пешеходная зона должна быть свободной. Особенно возмущает, когда автолюбители перегораживают въезды во дворы, создавая препятствия для проезда транспорта экстренных служб. В одном из дворов рядом с ЦПКО, на въезде, во всю стену дома написано: «Стоянка запрещена! Освободите проезд для пожарных и машин «скорой помощи!». Если до водителей по-другому не доходит, то и стены надо маслом расписывать и эвакуировать, не церемонясь.
Виктор САЧКОВ, автолюбитель:
— Надо парковаться как тебе самому удобно, но так, чтобы не мешать другим людям. Вообще не понимаю, почему я не могу на тротуаре встать, если моя машина никому не мешает? А то, что в городе нет паркингов, не моя забота. Я паркую свою машину и выворачиваю колеса на 45-50 градусов, тогда парковщику не получится увезти мою машину.
Армен ОГАНЕСЯН, председатель ВРОО «Движение автомобилистов России»:
— Эвакуация транспортных средств, к сожалению, превратилась в хорошо отлаженный совместный бизнес эвакуаторов. Когда меры распространяются на всех — это закон, когда выборочно — то это уже беспредел. Даже если водитель подошел в момент эвакуации, то заплатит по полной: и за саму эвакуацию, и за штрафстоянку. А по закону эвакуация применяется до устранения причины задержания транспортного средства.