21 ноября 2014 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был принят в третьем чтении проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
За утверждение этого главного финансового документа страны голосовала и депутат Госдумы от Волгоградской области Ирина Гусева. Вот что она рассказала о процессе подготовки федерального бюджета, его основных параметрах и наиболее важных поправках в законопроект.
— Ирина Михайловна, в бюджетном процессе вы не новичок, ведь вы были депутатом Волгоградской областной Думы и вам хорошо знакомы сроки всех процедурных вопросов принятия бюджета. Но тем не менее, сколько времени у ваших коллег, депутатов Госдумы, заняла подготовка законопроекта «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»?
— Работа над документом началась задолго до его принятия. Несмотря на летние каникулы, мы совместно с правительством на протяжении всего этого времени работали над бюджетом в нулевом чтении. Это позволило в дальнейшем сбалансировать его доходы и расходы и в результате получить закон, позволяющий обеспечить социальные обязательства государства без введения дополнительных налогов и за счет более эффективного использования средств создающий ресурс развития — импортозамещения. Я думаю, в итоге нам удалось достичь компромисса между ожиданиями избирателей и возможностями российской экономики в условиях санкций и снижения цены на нефть.
— Каковы основные параметры бюджета на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов?
— Отмечу, что основные характеристики бюджета составлены в соответствии с бюджетными правилами, позволяющими снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы. Они базируются на основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанных Минэкономразвития России. Законопроект содержит доходы в 2015 году — 15 082,4 миллиарда рублей, в 2016 году — 15 795,5 миллиарда рублей, в 2017 году — 16 547,8 миллиарда рублей. Расходы в 2015 году — 15 513,1 миллиарда рублей, в 2016 году — 16 271,8 миллиарда рублей, в 2017 году — 17 088,7 миллиарда рублей. Дефицит в 2015 году — 430,7 миллиарда рублей (0,6% ВВП), в 2016 году — 476,3 миллиарда рублей (0,6% ВВП), в 2017 году — 540,9 миллиарда рублей (0,6% ВВП). За принятие документа проголосовал 301 депутат, против — 143, воздержавшихся не было.
— Так что же будет выполнено уже в этом году?
— Дело в том, что внутри самого бюджета, который уже второй год строится на основе государственных программ, находятся большие резервы. И главная задача в этой связи — это определение приоритетов в сложившейся ситуации и эффективность расходов. Фракция «Единой России» совместно со Счетной палатой изучила каждую государственную программу и выявила общую проблему — средства по ряду госпрограмм не всегда реализуются, они накапливаются, а к концу года министерства и ведомства начинают их тратить любой ценой. Поэтому «Единая Россия» совместно с правительством провела серьезную работу, чтобы не допустить повторения подобной ситуации. Неосвоенные деньги министерствам и ведомствам запретили тратить. Мы дали возможность правительству из этих неизрасходованных средств сформировать «антикризисный фонд». И сразу же после принятия бюджета в первом чтении подготовили предложения в постановление Государственной Думы, в которых отразили свое видение тех направлений, финансирование которых могло бы начаться из фонда уже в этом году, не дожидаясь следующего года. И тогда те проблемы, которые будут стоять перед нами в 2015 году, уже сегодня получили бы наилучшую основу для своего разрешения.
— О чем конкретно шла речь?
— Ну прежде всего это касается вопросов поддержки села. В ходе рассмотрения бюджета в первом чтении многие депутаты ставили вопрос, что необходимо в 2015 году выделить от 10 до 16 миллиардов рублей на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, которые были привлечены на животноводство, растениеводство и так далее. Так вот, не дожидаясь 2015 года, уже в бюджете 2014 года при перераспределении средств на эти цели выделяется 20 миллиардов, плюс взносы в уставной капитал Россельхозбанка — еще 5 миллиардов. В результате дополнительная поддержка села уже в 2014 году составит 25 миллиардов рублей. И, соответственно, крестьяне уже в этом году смогут погасить свою задолженность и вступить в новый год уже в другой финансовой ситуации для каждого хозяйства.
— Общеизвестно, что второе чтение бюджета является во многом определяющим, каковы были основные поправки к законопроекту бюджета 2015—2017 годов и кто их предложил?
— Существенные изменения поправками непосредственно к проекту бюджета предложила «Единая Россия». А внесены они были руководителями палат парламента Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко, руководителями партии и фракции «Единой России» Владимиром Васильевым и Сергеем Неверовым и поддержаны представителями всех фракций Государственной Думы независимо от того, как они голосовали по бюджету.
Очень важная проблема для многих россиян, и для моих земляков в том числе, нехватка детских садов. Напомню, что в текущем году на эти цели из федерального бюджета в помощь регионам выделялось 50 миллиардов рублей. Однако далеко не все они были израсходованы. Остаток средств составляет более 20 миллиардов рублей. Поэтому «Единая Россия» решила пойти по тому пути, который очень хорошо зарекомендовал себя. Мы предложили, во-первых, все средства, которые не были освоены при строительстве детских садов, оставить регионам. Более того, чтобы не останавливать строительство детских садов в тех регионах, в которых площадки для них уже подготовлены, мы добились выделения на эти цели дополнительно с января 2015 года 10 миллиардов рублей. Одновременно правительству дано поручение проанализировать ситуацию с детскими садами по каждому региону, уточнить, как движется очередь в детские сады, какова реальная потребность в средствах, и затем на основании этого уже весной вернуться к вопросу о том, сколько еще необходимо выделить средств, чтобы задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным, была решена. При этом «Единая Россия» исходила их того, что в 2015 году снижения средств, которые выделялись на эти цели в 2014 году, не будет.
— Наш президент неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что все социальные обязательства государства перед гражданами страны будут неукоснительно соблюдаться. Наверняка депутатами при подготовке федерального бюджета это обстоятельно тоже учитывалось?
— Безусловно. Так, к примеру, при анализе проекта бюджета в первом чтении мы обратили внимание на нехватку средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Мы установили сумму, которой не хватает, — 5 миллиардов рублей. Мы нашли эти средства, и теперь они будут выделены на эти цели в 2015 году. Но для того чтобы не возникало никаких вопросов, будут ли эти средства найдены в 2016 и 2017 году, деньги заложены бюджет на всю трехлетку — на 2015, 2016, 2017 годы — 15 миллиардов рублей.
Развитие спорта заняло очень важное место в работе над бюджетом. Необходимо подчеркнуть, что мы сохранили в полном объеме финансирование мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельской местности, в том числе в школах. Так, на создание спортивных залов в сельских школах, их ремонт предусмотрено 1,8 миллиарда рублей.
На строительство бассейнов при высших учебных заведениях — 1,3 миллиарда рублей, финансирование помощи субъектам РФ на приобретение оборудования для ФОКов — 0,5 миллиарда рублей Одновременно «Единая Россия» изыскала средства для финансирования специальной федеральной целевой программы, которая начинается с 2016 года, по строительству малобюджетных объектов спорта в субъектах РФ по проектам повторного применения. Это хоккейные коробки, маленькие стадионы, спортивные площадки во дворах и так далее. На эти цели в 2016 и 2017 годах выделено по 2,5 миллиарда рублей.
Сергей ФЕДОРОВ.