В Волгоградском музыкальном театре состоялась премьера гусарского водевиля
Волгоградский музыкальный театр почти под занавес своего 81-го театрального сезона представил премьеру гусарского водевиля «Подлинная история поручика Ржевского». Зритель увидел совсем другого Ржевского — не скандального, а ранимого, воспитанного и интеллигентного.
Сохранение авторского стиля
Кажется, вот только недавно, в конце марта, Волгоградский музыкальный театр порадовал зрителей премьерой кальмановской оперетты «Веселая вдова», как подоспела еще одна новинка — гусарский водевиль на музыку Владимира Баскина «Подлинная история поручика Ржевского».
— Вы спрашиваете: почему мы обратились к такой теме? — говорит режиссер-постановщик, главный режиссер Волгоградского музыкального театра заслуженный артист России Александр Кутявин. — Во-первых, смешно. Во-вторых, у нас на сцене давно не было водевиля. Кроме того, я практически не знаю людей, которые бы не любили анекдоты, а анекдотичная тематика мне, как режиссеру, мила.
Во время подготовки водевиля его режиссер-постановщик Александр Кутявин специально не смотрел постановки этого спектакля других театров, чтобы сохранить свой авторский стиль. Зато постановщиком посредством всемирной сети была подробно изучена личность Ржевского. Его мифический образ и невероятные приключения определили стилистику водевиля.
— Здесь артисты должны по-хорошему хулиганить, конечно же, в рамках пьесы, — считает Александр Кутявин.
Короткая подготовка
Вкратце сюжет водевиля: поручик Ржевский вместе со своим другом корнетом Оболенским возвращается с войны 1812 г. в свою деревню, не зная, что корнет, завидуя удачам и подвигам поручика, под псевдонимом написал и выпустил книгу анекдотов о его вымышленных похождениях. Книжка тут же разошлась по всей России. Но когда герои столкнулись не с книжным, а с настоящим Ржевским, они с удивлением обнаружили, что он совсем другой.
Исполнитель главной роли Ржевского — Леонид Маркин. Подобной роли в его театральном багаже еще не было, и он считает большой удачей ее играть. Хотя из-за напряженного графика роль далась непросто. Только совсем недавно артист играл в премьере «Веселой вдовы», где исполнил роль графа Данило, как на подходе новый спектакль.
— У «Подлинной истории…» был короткий период подготовки, и я доучил музыкальные номера буквально за два дня до сдачи, — вспоминает Леонид. — Подобного в моей практике никогда не было, но причину объяснить легко — просто катастрофически не хватало времени.
Мушки и кринолины
Все артисты признались, что им было необыкновенно интересно погрузиться в атмосферу другой исторической эпохи, и не последняя роль в создании мира двухсотлетней давности принадлежит художнику-постановщику спектакля Людмиле Тереховой.
— У меня сохранились дореволюционные журналы «Русская усадьба», и мне всегда нравилось их листать: словно попадаешь на другую планету, — рассказала Людмила. — Но, несмотря на мой интерес к интерьеру того времени, мне никогда не удавалось воплотить на сцене стиль русского дворянского гнезда. Спектакль «Подлинная история поручика Ржевского» наконец-то предоставил мне такую возможность.
Помимо усадьбы художником были разработаны костюмы и образы героев, у многих из которых крылся особый подтекст. Так, жена и дочка отставного гусарского полковника Панина, считавшие себя образцом вкуса, носили букли, мушки и кринолины, в то время как в начале XIX в. это было анахронизмом.
— Дело в том, что они живут в глухой деревне и, конечно же, несколько отстали от моды, — говорит исполнительница роли Марины Леонидовны Паниной, артистка-вокалистка (солистка) Волгоградского музыкального театра заслуженная артистка России Анна Стрельбицкая. — Художник намеренно так сделала, чтобы подчеркнуть, как долго до них доходят новинки и в то же время сколько в героинях претензий.
Еще не вечер
В антракте зрители цитировали шутки, прозвучавшие в спектакле, а в радиусе границ фойе не наблюдалось ни одного грустного лица — водевиль удался. Среди пришедших на премьеру в Волгоградский музыкальный театр были и те, кто оценивает творчество профессиональным взглядом.
— Радует, что сегодня Волгоградский музыкальный театр порадовал нас премьерой, — отметил руководитель департамента по делам культуры администрации Волгограда Александр Бабушкин. — Великолепный, искрометный юмор поручика Ржевского, гусарская стать, выправка, любовь, которая сегодня царит на сцене... Если все это умножить на талант музыкантов и артистов, получаются именно такие замечательные водевили.
Состоявшаяся премьера — одно из ярких событий уходящего 81-го театрального сезона, но закрывает его гала-концерт, который пройдет 31 мая. В конце июня театр отправляется на гастроли в Калугу, и уже калужанам предстоит познакомиться с творчеством театра. Калуге представят самую блистательную опереточную классику — от «Летучей мыши» до недавно вышедшей «Веселой вдовы».
Наталья ЖУРБИНА.
Фото Сергея ЖЕЛТОВА.