Дело Серова: следователям не понравились финансово-управленческие водевили Серова
Обгламуренная вольница
Был Серов — да весь в свисток вышел. Громкий такой, противный свисток. А главное не по делу. С сожалением, но приходится констатировать: свои главные сценарии Алексей Серов — до сегодняшнего дня практически Виктюк волгоградского розлива — реализовывал вдали от сцены и глаз своих поклонников. Теперь, когда ими зачитываются работники правоохранительных органов, провозгласивший себя гением и практически живым классиком режиссер бросился в информационный бой, используя любые орудия в битве за свое место, которое, как выяснилось, оказалось не только весьма престижным, но и прибыльным.
Стукануть царю
У режиссера всех этих околотеатральных катаклизмов совершенно конкретное имя — Алексей Серов, который еще недавно занимал должность руководителя в Волгоградском молодежном театре. В настоящее время уволен. С фактом этим категорически не согласен и намерен биться с уволившим его департаментом по делам культуры администрации Волгограда не на жизнь, а на творческую смерть. Так и написал в своем «Твиттере» еще 5 апреля после очередного похода к следователю: «Мелкие фраеры из департамента культуры пытаются меня «подвесить».
И ведь понимал, что лукавил, потому как «подвешивал» его в то время уже отнюдь не департамент культуры, а следственный комитет, возбудивший уголовное дело по факту превышения должностных полномочий и причинения ущерба городскому бюджету. И сейчас наверняка понимает. Иначе вряд ли решился бы апеллировать к губернатору, которого не так давно в свойственной ему хамоватой манере прописал все в том же «Твиттере». Вот только примет ли адресат предложенный стиль общения, круто замешанный на блатном жаргоне и пренебрежении ко всем окружающим?
Из ТЮЗа со скандалом
А ведь как хорошо все 10 лет назад начиналось. Молодое питерское дарование, выпускника Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии с распростертыми объятиями приняли в Волгоградском ТЮЗе. К его постоянным напоминаниям о собственной исключительности и гениальности относились снисходительно, с пониманием: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы спектакли ставило. Отчасти, может быть, из уважения к отцу — главному дирижеру Волгоградского симфонического оркестра. Амбиции, полагали, рассосутся, талант окрепнет, глядишь — и недоросль наш до папы дотянется. Забыли народную мудрость про то, что природа норовит отдохнуть на детках.
Через два года в ТЮЗе разразился скандал. Областной комитет по культуре назначил на должность директора театра Альберта Авходеева, и факт этот г-н Серов расценил как личное оскорбление. Захлебываясь от чувства собственной значимости, он так и заявил в одном из интервью того времени: «Авходеев был поставлен только для одного — уволить меня. Ему уже не отмыться. А вскоре и его не будет, потому что он свою миссию выполнил».
Авходеев, впрочем, успешно работает до сих пор, а в этом году получил престижное для Волгограда звание «Человек года» в конкурсе «Провинциальная муза». А вот скандальное увольнение из театра Алексея Серова и долгие судебные разбирательства с ним в ТЮЗе до сих пор с содроганием вспоминают. Знают и реальную причину его увольнения. Беда Алексея Эдуардовича в том, что оказался он в плену зеленого змия. Он-то, коварный, а вовсе не комитет по культуре, и куражился над ним, не давая ходить на службу. Ну а что случается с сотрудником, когда он без уважительной причины на работу не ходит, думаю, объяснять не надо.
На развалинах Мельпомены
И все же нимб гениальности хоть и пообтрепался после ТЮЗа слегка, но роль свою еще раз сыграл. В мэрии Волгограда к тому времени уже обосновалась команда Евгения Ищенко, и Серову без особого труда удалось убедить ее столичных идеологов в том, что провинциальные ретрограды губят его талант. В него поверили, пригласили сначала массовые мероприятия за щедрое вознаграждение ставить, а потом и помещение под молодежный театр в самом центре города — на Аллее Героев выделили. Там, где раньше кинотеатр повторного фильма «Волга» был. Здание, конечно, для театра не очень удобное, зато место бойкое. Работай, проявляй свою гениальность!
Ну а потом случилось то, что случилось. Ищенко по известным причинам пришлось покинуть должность градоначальника, и с финансами в молодежном театре возникли определенные трудности. Несмотря на это, г-н Серов решил затеять капитальный ремонт. Проект по его заказу изготовил известный в городе архитектор Сергей Сена. А поскольку здание считается объектом культурного наследия и все работы в нем должны производиться лицензионными фирмами по согласованию с соответствующими органами, архитектор не счел возможным ограничиваться простой перепланировкой в стиле а ля евроремонт. Один только проект потянул почти на 400 тыс. бюджетных рублей, а цена самого ремонта оценивается в 35 млн. Это не считая электрики и вентиляции, которых в проекте просто не оказалось.
Конечно, если бы г-н директор посоветовался со своим непосредственным руководством, ему бы тактично объяснили, что в бюджете на ремонт театра таких денег в ближайшие годы, скорее всего, не будет. Но не гения это дело по чиновничьим кабинетам ходить. Проект Серов подписал не глядя, архитектор, говорят, до сих пор судится в надежде получить обещанные деньги, а сам директор, не ожидая от мэрии финансовой милости, рьяно принялся обдирать стены и разрушать потолки.
Вскоре и без того не слишком удобный для зрителей и актеров театр стал напоминать катакомбы после бомбежки. Но Серова факт этот, казалось, лишь вдохновлял. Смотрите, люди, как относится в этом городе власть к культуре, не уставал повторять он, заставляя актеров играть под висящими оголенными проводами. Все предписания пожарных попросту игнорировались, и, слава богу, что уберегла судьба (или Мельпомена?) молодежный театр от участи «Хромой лошади». А может, это все же пожарные, которые в самые критические моменты волевым решением закрывали театр?
Разумеется, городской департамент по делам культуры не мог оставаться от этого в стороне. Театру организовывали гастроли, давали возможность играть на других площадках. «Мы понимали, что Серов все разрушил, — говорит руководитель департамента Александр Бабушкин, — но понимали и то, что труппа здесь не при чем. Людям надо играть, на хлеб себе зарабатывать, дарить своим поклонникам радость». И на ремонт 1,5 года было в общей сложности выделено порядка 10 млн. бюджетных и спонсорских средств — редкое учреждение культуры в кризисные годы может похвастаться таким вниманием со стороны власти. Есть ли претензии к расходам? Есть, не скрывает Бабушкин, но это уже прерогатива следственного комитета и прокурора.
Страшно хочется денег
Внеплановая проверка финансовой деятельности муниципального учреждения культуры «Волгоградский молодежный театр» была проведена после того, как в департамент стали поступать сведения о, мягко говоря, странных договорах. В схеме на одном конце цепочки значилось юрлицо — театр, а на другом физлицо — Алексей Серов. И это самое вроде как стороннее физлицо получало от театра вознаграждение за постановку спектакля в размере ни много ни мало — 110 тыс. руб.
Вот только хорошо бы при этом помнить, что находится театр на бюджетном обеспечении, а бюджетные денежки, как известно, особый счет любят. В том числе и премии, которые руководство театра выписывало себе без согласования с профильным департаментом. Всего же за два года, как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, поощрил себя любимого на сумму 623 381,1 руб. (за вычетом удержанной сумм НДФЛ). Родственников, кстати, тоже не забывал: на вакантную должность завлита устроил… свою дочь-старшеклассницу. При этом к чужим, говорят, отношение у волгоградского Виктюка было весьма суровое. Не случайно только в этом году из театра уже уволились 12 человек, сочтя неприемлемым для себя дальнейшее пребывание в коллективе.
И чтоб город был на посылках
Это только малая часть фактов материалов проверки, которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту превышения Серовым должностных полномочий. И одновременно для расторжения с ним трудового контракта. С первым фактом спорить не приходится, поэтому к следователю на допросы ходит он регулярно и даже в «Твиттере» своем заявил, что якобы обещанный ему следователем условный срок не помешает ему «жить и работать». Правда, у самого следователя заявление это вызвало большое недоумение: не он, а суд определит наказание. Ну да, у творческих личностей свои взгляды на законы, и окрыленный режиссер уже на перспективу о карьере задумывается: хочу, пишет, от города больших денег, а еще лучше сам город. Поэтому в октябре мэром намерен стать, и чтобы театр, с которым он ни в какую расставаться не хочет, обрел статус придворного.
Но все это, как вы понимаете, будет потом, а пока подследственный Серов с мэрией намерен жестко судиться и за моральный себе ущерб взять с нее не менее 500 тыс. руб. Об этом он и в открытом письме на имя губернатора области Анатолия Боженова написал, попутно рассказав о своем многотрудном творческом пути во главе «одного из самых важных социальных объектов города». Вот только, по сути, своей письмо это, к сожалению, напоминает больше блатной донос, написанный в хмельном угаре. Похоже, Серов явно переоценил отмеренную ему степень дозволенности, как и собственную неотразимость в глазах капризной Мельпомены. А она, как известно, никогда не прощает даже мелких шашней с золотым Тельцом…
Анна АЛЕКСАНДРОВА.