Павел Новиков-Растопнин сочетает в игре на саксофоне классику и джаз
В Волгограде состоялся концерт известного саксофониста, дирижера и композитора Павла Новикова-Растопнина. После завершения выступления Павел с удовольствием ответил на вопросы корреспондента «Городских вестей».
Павел родился в Волгограде, но уже много лет работает в Москве. Талантливый музыкант выступает с разными коллективами, в том числе и с камерным хором кафедрального собора, пишет музыку к фильмам, занимается педагогической деятельностью, является руководителем «ГОГ-МА-ГОГ квартета» и московского ансамбля солистов «ВолгаOrchestra».
В его композициях удивительно гармонично соседствуют дуэт саксофона и орган, игра на саксофоне и произведения Чайковского. В результате такого джазового переосмысления известные всем музыкальные композиции обретают новую жизнь и оригинальное звучание.
Классика без кодекса
— Павел, какие впечатления от концерта?
— Я родился в этом городе. Здесь живут мои родные, и я довольно часто сюда приезжаю. Волгоград — город замечательный, поэтому играл с большим удовольствием.
— В своих концертах вы соединяете, казалось бы, разные инструменты. Как возникла идея сочетать саксофон и рояль, саксофон и орган?
— Оригинальные идеи всегда витают в воздухе, надо только прислушаться. Ведь саксофон изначально был инструментом симфонического оркестра. Другие инструменты — скрипка, флейта — вышли из народа, у них был долгий путь в симфонический оркестр.
— А почему классическая музыка?
— Классика более глубока по содержанию, из нее можно брать новые идеи. Я постарался обогатить ее ритмической структурой, но при этом не нарушить глубины мысли великих композиторов. В моих концертах звучит много русской музыки, которая является и более глубокой, и более разнообразной, чем американские джазовые стандарты, ибо уже в самих темах Чайковского и Рахманинова заложено несколько пластов — и гармонических, и ритмических, и музыкально-эмоциональных.
— Саксофон и орган. Какие произведения ближе такому тандему: классика, джаз, музыка, написанная специально для них?
— Любая. Здесь важно музыкальное взаимопонимание. Стиль, направление, жанр — это все не важно, это все может быть лишь темой.
Вот такой джаз!
— Вы исполняете и авторские композиции. Как пишите музыку?
— Появляются идеи, которые постепенно приводишь в реальность. Это все те же образы, которые летают в облаках. Но их надо не просто поймать, а облечь в одежду. Саксофон с органом — вот такой джаз!
— Что предпочитаете слушать в свободное от собственного творчества время?
— Слушаю практически все — от барокко до современного авангарда. Но к выбору необходимо чутко относиться, сейчас очень много музыкального мусора. И в этом случае классика — несомненный критерий... Классика академической музыки, классика джаза, классика рока.
— Мстислав Ростропович одушевлял свою виолончель, считая ее продолжением себя. Как вам такое утверждение?
— Каждый инструмент — это продолжение музыканта. Все зависит от того, насколько ты с ним сольешься. Ведь и автолюбители тоже свои машины любят и говорят, что они живые существа.
— Какой для вас идеальный слушатель?
— Во-первых, если публика хлопает. Когда слушатель аплодирует, легче играется. А еще тот, который хочет музыку слушать. И не важно, какого направления, главное качественную. Поэтому идеальный слушатель — это когда государственная машина готовит такого слушателя. Когда в стране много музыкальных школ и дети растут на этом. И вовсе не обязательно, чтобы они были профессионалами.
«Боливар не выдержит двоих»
— А за границей вы исполняли свои программы?
— За границей такие программы, в частности саксофон с органом, воспринимаются на ура. Там в этом плане публика более раскрепощена. Там играют не мейнстрим, а фьюжен-джаз, фестивальный, но на нем можно уснуть. Ведь нужно чувствовать конъюнктуру: что можно играть, а что нет, что можно играть на фестивале, а что на концерте.
— На концерте у вас проскочила такая фраза касательно Америки «Боливар не выдержит двоих». Какой смысл вы в нее вкладываете?
— В свете последних событий о Америке можно по-всякому говорить, но, на мой личный взгляд, миру Америка мало принесла пользы. И из этого малого две вещи — джаз и Голливуд... Американцы уже давно всем надоели, еще во времена Советского Союза, потому что на самом деле, «Боливар не выдержит двоих». Это правда.
— У вас есть творческая мечта?
— Есть. Но это, скорее, не мечта, а запланированная реальность. Я предложил замечательный проект для нашей филармонии. Поет хор и импровизирует саксофон с органом — классная программа, таких в России пока еще никто не исполняет. Мне будет приятно сыграть такой концерт в родном городе.
Беседовала Ольга БОНДАРЕВА.