Эхо плясок на мощах
Так получилось, что в День защитника Отечества главными ньюсмейкерами стали не мужчины, а феминистки. Во Франции по их требованию официально отменено обращение «мадемуазель», как дискриминирующее незамужних. Термины «женщина» и «девушка», которыми издревле кличут россиянок в очередях, тоже не мешало бы подвергнуть легкой политкоррекции. Но наши феминистки выбрали более тернистый путь — 21 февраля панк-группа Pussy Riot проникла в храм Христа Спасителя и спела у Царских врат песню, прямо скажем, недуховного содержания.
В тексте досталось и Путину, и лично патриарху Кириллу, и Русской православной церкви. Девушки ругают РПЦ за поддержку власти, за «крестный ход из черных лимузинов», за то, что геи «отправлены в Сибирь в кандалах», и, естественно, за ущемление прав своего пола («Чтобы святейшего не оскорбить, женщинам нужно рожать и любить»).
Мотивы поющих феминисток просчитать нетрудно: немного юношеского максимализма, влияние Болотной площади, сама панк-эстетика, придерживаясь которой ты просто обязан плюнуть в ближайшую икону. Да и холодный расчет никто не отменял: после такого промоушна группу с радостью примут на любом оппозиционном фестивале. Но важны не сами хулиганки, а вызванный их выходкой резонанс.
Конечно, чувства православных оскорбляли и до этого. Можно вспомнить созданный авангардистом Иваном Косолаповым коллаж «Икона-икра», который был выставлен в Третьяковской галерее в 2005 г. и снят с выставки по требованиям трудящихся. Но храм Христа Спасителя — это не какой-то вернисаж, да и время сейчас будет погорячее. Поэтому идиотская акция стала детонатором всех возможных противоречий: культурных, духовных, личных и политических.
Больше всех досталось дьякону Андрею Кураеву, который отреагировал на скандал мягко, написав в своем блоге, что, будь он ключарем храма, накормил бы девушек блинами, напоил медовухой и пригласил зайти на чин прощения. А если был бы мирянином-старостой, то еще и ущипнул бы за мягкое место — для профилактики. На призывы верующих посадить и даже побить хулиганок камнями Кураев отреагировал печально, призвав паству не «ссылаться мечтательно» на пример ислама, а следовать духу Нового Завета.
В ответ на это известный журналист Максим Шевченко разразился в блоге статьей «Война б.…й». «Осквернение храма Христа Спасителя… и почти поголовная (судя по «Твиттеру») поддержка этой акции болотными активистами — это открытое объявление войны всем народам нашей страны, их вере и отношению к жизни и смерти… Это то, что готовят нашей стране после реванша либералов. Растление и разврат, осквернение святынь и дикий прессинг всех, кто хочет жить свободно, с именем Божиим в сердце и в душе» — пишет функционер Первого канала.
Руководитель фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко прислал Кураеву письмо, которое заканчивается словами: «Гореть вместе с этими суками будете, "отец" Андрей! Будьте вы прокляты!!!» Диакон Владимир Василик потребовал лишить своего либерального коллегу сана и даже призывает к литургическому бойкоту: «Лично я бы поберегся сослужить с ним и другим бы не посоветовал». Некоторые блогеры цитируют 51-е правило 6-го Вселенского собора, которое возбраняет «быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».
Собор, правда, был созван в 680 году, когда не было ни феминисток, ни либералов, ни панк-рока с его эстетикой, ни госдепа с его происками. А теперь поди разберись, кого, как, и на каких основаниях сжигать. «Ясно, что агрессивные выкрики церковников вослед акции входят в замысел самой акции и являются ее главной целью, — с грустью резюмирует отец Кураев. — Технология проста: довести человека до каления, заснять эту его несимпатичную реакцию и потом демонстрировать ее всему миру, поясняя: «Мы то просто песенку (картину, фильм…). А в ответ нам вы, видите, что!» И, надо признать, эта затея четырем дурочкам с гитарами удалась на все сто.
Ваша реакция на кощунственную выходку?
Протоиерей Олег КИРИЧЕНКО, клирик храма Иоанна Предтечи, член Общественной палаты Волгоградской области:
— Поступок девушек — очередное свидетельство цинизма и недальновидности некоторых наших сограждан. Позднее я смотрел на телеканале «Дождь» интервью с зачинщицами, и их манера вести беседу, лексикон выдают людей совершенно невежественных. Однако в них, безусловно, присутствует страх Божий. Поэтому я убежден, что за девушками стоит заказчик, тот, кому выгодно разрушение церкви. Это поветрие пошло из Украины. Как правило, там феминисток использовали в политических акциях, а сейчас появляются российские группы-клоны, которые питаются этими украинскими корнями. Сегодня в России есть политические структуры, которые хотели бы разрушить единство церкви и народа.
Нина БЕРДАУС, прихожанка храма Святого Равноапостольного Князя Владимира:
— Не стоит на молодых обижаться, они не ведают, что творят, и делают это не по злобе. Даст Бог, придут когда-нибудь к вере. Надо нам, верующим, показывать пример терпимости и относиться к ним с любовью, а не аккумулировать агрессию в обществе