Везде одни евреи
Что мы знаем об Израиле? Это колыбель христианства, где две тысячи лет назад в семье плотника Иосифа и его жены Мириам родился мальчик, ставший впоследствии Великим Мессией. И сегодня каждый верующий в Христа мечтает побывать на его родине в Вифлееме и Иерусалиме, где на Голгофе Богочеловек был распят.
Дайвинг мортале
Отправляясь на отдых в Египет, мы с мужем решили непременно посетить и Израиль, ведь для россиян с недавнего времени здесь введен безвизовый режим. Город Таба расположен на территории сразу четырех государств — Египта, Израиля, Палестины и Иордании. Перейдя египетскую границу в Табе, ты оказываешься в Израиле. Садишься на автобус — и вот спустя пять часов ты уже на сказочном Мертвом море!
Сейчас, когда я читаю переписку путешественников на Отзыв.ру, мечтающих дайвинговать на Мертвом море, веселюсь от души! Дело в том, что на то оно и мертвое, что ни одного живого организма, кроме какой-то вопреки всему выжившей архибактерии, в нем не водится. Представьте: соли в море столько, что вода напоминает глицерин. Ты просто болтаешься в ней как поплавок, утонуть при всем желании не получится, а энергично плавать вредно, т. к. из-за повышенной концентрации солей могут случиться проблемы с сердцем. Какой уж тут дайвинг!
Кстати, Мертвое море год от года пересыхает. Израильские ученые-экологи бьют тревогу. В некоторых местах море уже больше напоминает маленькие озерца, соединенные друг с другом с помощью искусственных арыков.
Хлебный город
На Землю Обетованную туристы едут ради достижения двух целей: ради поправки здоровья, ведь израильская медицина лучшая в мире, и паломничества. Основные достопримечательности пункта № 2 находятся в Вифлееме — на родине Иисуса и в Иерусалиме — месте его распятия. Но вот незадача: Иерусалим — израильский город, а Вифлеем, название которого переводится как «город хлеба», принадлежит Палестинской автономии. Израильтянам для въезда туда требуется виза, поэтому наш экскурсовод по Иерусалиму, дабы не быть замеченной таможенниками, спряталась… под сиденье автобуса. Говорит, всегда так делает, еще ни разу не нашли. Туристов в Вифлеем не пускали несколько лет из-за военного положения, но мы, проехав через КПП с колючей проволокой, оказались на территории палестинцев. Здесь своя полиция и как бы свое государство. Отличительная особенность города — дома исключительно из белого камня и очень узкие гористые улочки.
Драка за место под солнцем
Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит одновременно шести христианским конфессиям: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 г., известно как «статус-кво». Каждой конфессии отведены свои часы для молитв, и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия.
Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины 12-го в. ключи от храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи каждый день открывает и закрывает ворота храма. Ключи от храма передаются в этих семьях от отца старшему сыну из поколения в поколение уже много веков.
Экскурсовод Нина рассказала также забавную историю. Однажды монах одной из конфессий, дежуривший в своем приделе, разморенный ярким солнышком, передвинул стул в тенек, попав при этом в придел другой конфессии. Бдительный служка другого придела возмутился. Началась потасовка, закончившаяся синяками и переломом ребра у одного из божьих стражей.
А-ля Гулливеры
Вообще, после посещения Земли Обетованной хочется воскликнуть, как Семен Семеныч Горбунков из «Бриллиантовой руки»: «Израиль — страна контрастов!» Действительно, на Земле Обетованной много чего в диковинку. Это и маленькие мальчики, одетые как взрослые мужчины, в строгие черные пиджаки, в шляпах и с пейсами — завитками волос на висках. И юные девы в берцах с автоматами наперевес, патрулирующие вечерами на улицах, — в Израиле девушки служат в армии наряду с юношами. Но больше всего меня поразили хасиды. В субботу вечером они заполонили улицы Иерусалима.
Хасиды придерживаются определенного стиля одежды. А именно: одеваются в черный атласный кафтан, белую рубашку, темные панталоны до колен и белые чулки. Дополняют наряд туфли с пряжками а-ля Гулливер и огромная мохнатая шапка-таблетка из нутрии, называемая штраймл, надеваемая исключительно в субботу и по праздникам. Кстати, шапка или шляпа — очень важный элемент одежды еврея, ведь по ней можно узнать принадлежность к определенной религиозной группе, общественное положение и семейный статус.
Хасид обязан отдаваться сексу
Хасидизм — особое религиозно-мистическое течение в иудаизме. И хотя возникло оно на территории Польши, быстро обрело поклонников по всему миру. Наша экскурсовод — еврейка Нина, бывшая киевлянка, много лет водившая экскурсии в Киево-Печерскую лавру, — рассказала об их обычаях. Если в семье хасида рождается мальчик — это судьба: он тоже станет хасидом, то есть никогда не будет работать и служить в армии, а посвятит себя изучению священных текстов и духовному развитию. В отличие от других религий, предусматривающих аскезу, хасиды положительно относятся к сексу, поэтому юных хасидов женят уже к 17 годам, и, как правило, к 30 летам они являются счастливыми отцами 7—9 детей — хасидская группа гордится высокой рождаемостью. Более того, закон поощряет сексуальные отношения. По традиции обязанность мужа — «отдаваться сексу и привлекать к этому свою жену, даже если теоретически он предпочитает в этот момент учить Тору». Внебрачные отношения не поощряются, пользоваться услугами проститутки запрещено, но если «очень надо», то предписывается поехать в другой город. Меньше везет женам хасидов. Им разрешается официально работать на полставки, а остальное время они должны посвящать любимому мужу и детям.
Путешествие без шопинга
Русский язык в Израиле слышен на каждом шагу — очень много здесь бывших соотечественников. Чаще они жалуются на жизнь, мол, налоги высокие, квартиры маленькие, летом очень жарко, но возвращаться в Россию почему-то не хотят… Цены в Израиле выше, чем у нас, практически на все, так что особого шопинга там не сделаешь. Парадоксально даже то, что растущие чуть ли не на всех улицах апельсины стоят в магазинах в разы дороже, чем у нас.
Инга ИВАНОВА