Прыганутым нет покоя
Чуть более трех лет назад у волгоградских экстремалов появилась новая русская забава — прыжки с высотных зданий на альпинистской веревке. Название для этой безумной вакханалии придумали английское — роупджампинг, сложив два слова — «веревка» и «прыжок». Суть оставили сугубо нашу, отечественную: дешево, сердито и с риском для жизни.
Ready, set, go!
Излюбленное место волгоградских любителей острых ощущений — недостроенное здание по ул. Шекснинской, 73 высотой 22 м неподалеку от «Парк Хауса» в Дзержинском районе. Чаще всего роупджамперы собираются там по выходным. Сначала ждут организатора — студента медицинского университета Илью Степашина, который приносит и закрепляет «снарягу» — веревки, пояса, карабины. Он проверяет веревку на прочность, измеряет ее длину, чтобы прыгающий на длинном отвесе не расшибся в лепешку об объект, с которого прыгает. Он же первым совершает прыжок.
— Впервые я прыгнул с 9-метровой высоты, забравшись на водонапорную трубу в Тракторозаводском районе, — вспоминает будущий стоматолог Илья Степашин. — Честно говоря, первый раз дался мне нелегко. Дело в том, что, когда стоишь внизу, прыжок кажется плевым делом. Но наверху страх и ужас просто переполняли меня. Мгновение — и я лечу навстречу «светлому будущему». В награду я получил несколько секунд полной, абсолютной эйфории. Даже показалось, что в сознании не хватит для нее места.
Прыгуна снаряжают так, будто отправляют покорять Эверест: застегивают карабины и несколько раз все тщательно проверяют. И вот он уже стоит в альпинистской обвязке на самом краю крыши, руки и ноги сводит от мандража. Прыжок — свист воздуха, рассекаемого телом, несколько секунд невесомости и уход на маятник. Чего тут только не кричат! Большинство реагирует ненормативной лексикой, некоторые просто издают безудержный вопль Тарзана.
Законом прыжки не запрещены
— И насколько это все легально? Не бывает ли проблем с законом?
— У нас нет закона, запрещающего экстремальные виды спорта, если они никому не мешают и не портят имущество, — отвечает инструктор по парапланерному спорту Александр Степовой. — Однажды был случай, когда по чьей-то наводке прибыли полицейские. Порядка мы никакого не нарушали, нам сделали замечание, чтобы впредь предупреждали участковых о проведении подобных мероприятий.
— Прыгать может любой желающий?
— Если у него нет медицинских противопоказаний. Еще мы не разрешаем прыгать людям младше восемнадцати лет. А так к нам приходят все добровольно, пишут расписку, что наша команда не несет ответственности за то, что будет с человеком. Если кто-то не решается прыгать, мы не заставляем и не спихиваем вниз, как это делают другие. К счастью, за все три с лишним года ничего серьезного не случалось. Интерес проявляют в основном студенты. Но бывало, что прыгали и взрослые, серьезные люди под 50. Прыжки так затягивают, что многие возвращаются и прыгают еще и еще.
Как игра в русскую рулетку
Психологи считают, что подобные увлечения — реакция на отсутствие в обществе каких-то серьезных идей и задач. И это вовсе не значит, что молодежи нечем заняться. Есть же другие виды спорта, компьютеры, айпады, наконец. Казалось бы, сиди, тюкай. Но экстремальщикам этого мало.
— Есть несколько причин, почему люди решаются на прыжки с высотных объектов, — объясняет кандидат психологических наук доцент кафедры психологии ВолГУ Оксана Голубь. — Во-первых, стремление к риску, желание перейти дозволенную границу свидетельствует об отсутствии культуры проведения досуга. Во-вторых, это тяга к адреналину. Полет, пускай и длящийся несколько секунд, дает организму мощный заряд радости, адреналина, который может затмить прочие желания. Наступает уже физиологическая зависимость.
Прыгать вниз с большой высоты опасно даже с технической точки зрения. Это сродни русской рулетке, когда исход неизвестен наверняка.
— Последствия от прыжка с высоты могут быть совершенно непредсказуемыми, — говорит помощник командира, начальник медицинской службы МУ «Служба спасения Волгограда» Андрей Цыганков. — В зависимости от массы тело человека при достаточно длительном падении приобретает большую скорость. Если при этом используются альпинистские веревки, которые обычно имеют жесткую структуру, то могут возникнуть серьезные повреждения. Поэтому они однозначно не подходят для роупджампинга, даже те, которые эластичны. Альпинистская веревка рассчитана на срыв с высоты максимум до 5 м, после чего повторно не используется.
Врезка:
Прыжок не бесплатный. В среднем цена одного подхода составляет 400 руб., но дело это договорное. Деньги нужны исключительно на снаряжение. Потому как хорошие и качественные крепления, веревки стоят очень дорого.
В тему:
Роупджампинг появился в конце 80-х, основоположником явления стал альпинист Дэн Осман. Утверждают, что именно ему пришла в голову идея падать на веревке… умышленно. Дэн пытался научиться контролировать те чувства, которые испытывал при падении. Он верил, что так можно выработать определенный иммунитет и лазать без боязни упасть. К несчастью, когда Осман в очередной раз проверял свой метод на прочность, он погиб, сорвавшись с высоты примерно 340 м.
Денис АНИЛИНСКИЙ.