Знаменитые волжане издавали опальных авторов, колесили по миру и создавали рай на Земле
Как американца наградили «крестом Ленина»
Многим россиянам хорошо известны знаменитые волгоградцы — летчики Виктор Хользунов и Александр Федотов, артисты Иван Лапиков и Павел Серебряков, писатели Федор Крюков и Александр Серафимович, композиторы Александра Пахмутова и Григорий Пономаренко. Список можно продолжать еще долго. Но есть и другие, не менее значимые в истории Отечества персоны, имена которых сегодня не так широко на слуху. Наша публикация призвана исправить этот пробел.
Человек нигилистского склада
Николай Поляков, первый издатель «Капитала» Карла Маркса на русском языке, родился в селе Верхняя Добринка Камышинского уезда 12 января 1843 г. Поступив в Петербургский университет, он сразу окунулся в бурную студенческую жизнь. Сходки молодежи в то бурное время нередко выливались в общественные беспорядки. Следствие: наш студент с другими сокурсниками был отчислен из университета. В 22 года Поляков занялся издательской деятельностью. Поддерживая народников, Николай выпускал свободомыслящих авторов-народовольцев: Добролюбова, Вольтера, Лаврова. Но самым значимым делом его жизни стало издание первого тома «Капитала». Именно из России, от нашего земляка Николая Полякова пришло Марксу первое предложение о переводе его труда на русский язык. Стоит ли говорить, как оно обрадовало неистового мавра! Для Маркса русский перевод значил многое. Первый том «Капитала» вышел в Германии в 1867 г., а спустя пять лет, 27 марта 1872 г., книга появилась в России. К маю 1872 г. молодежь зачитывалась «Капиталом», выпущенным тиражом 900 экземпляров. Поляков стал подвергаться жестким судебным преследованиям, многие его издания конфисковывались и год спустя он был вынужден ликвидировать издательство. «Это человек нигилистического склада, живший в кругу людей, оставшихся после Чернышевского, и разделявший их воззрения», — писал о нашем земляке один из известных критиков того времени. Скончался Поляков в 1905 г. в Петербурге.
Журналист из слободки
Выдающийся ученый, историк и этнограф Павел Ровинский — тоже наш земляк, родом из слободы Гусевки Царицынского уезда. Родившийся 22 февраля 1831 г., он прожил долгую жизнь и сумел распорядиться ею самым лучшим образом.
— Еще будучи студентом Казанского университета, Павел Аполлонович неоднократно отмечался среди сокурсников, как «подающий наилучшие надежды», — отмечает краевед Галина Андрианова.
Российское общество бродило в ожидании реформы 1861 г., и передовая молодежь живо участвовала в политической жизни. Не отставал и Павел. После окончания университета молодого выпускника оставили на кафедре филологии, но вскоре уволили за «порочащие связи с Чернышевским». Тогда в 1867 г. Павел выезжает в Европу в качестве газетного корреспондента «Санкт-Петербургских Ведомостей». Он посетил сербские земли Австрии, Славонию и Хорватию, Крайну и Хорутанию, долго жил в Сербии. Итогом командировки стали интереснейшие наблюдения за жизнью и бытом населения. В 1870 г. Ровинский, вернувшись в Россию, отправляется в Сибирь для «изучения русского типа на далекой восточной окраине». Однако, как вспоминал сам Павел Аполлонович, тайной целью его поездки было вызволение с каторги Чернышевского, но побег писателя-демократа не удался. А Ровинский, прожив некоторое время в Иркутске, совершил несколько экскурсий в Китай совершенно новой дорогой через Долон-Нор и Маньчжурию. И везде писал свои знаменитые этнографические заметки.
— В 1878 г. Ровинский снова выезжает за рубеж — в качестве корреспондента «Нового времени» в Боснию и Герцеговину, — продолжает Андрианова, — а с 1886 г. состоит нештатным драгоманом русской миссии в Черногории. 27 лет своей долгой — в 85 лет — жизни отдал Ровинский этой балканской стране. Здесь он сражался с османскими завоевателями, здесь написал свой главный труд — монографию о стране. За нее ученый был удостоен Большой Золотой медали Русского географического общества, а по совокупности трудов о Европе и России высшей награды общества — золотой Константиновской медали. Была у русского ученого и еще одна ценная награда — орден Данилы от правительства Черногории. Умер Ровинский в 1916 г. В современной Югославии нашему земляку посвящена большая экспозиция в музее Белграда.
Царицынский цветовод
Многие волгоградцы, наверное, посетили красивейший ботанический сад бывшего Советского Союза в Батуми. Здесь снималось многие киноленты: «Человек-амфибия», «В поисках капитана Гранта» «Тайны мадам Вонг» и другие. Но мало кто знает, что его основатель, русский ботаник и географ Андрей Краснов, — наш земляк, происходит из старинного донского казачьего рода. Его отец — генерал Николай Краснов — участвовал в Крымской компании и был известен своими историческими трудами; дед — Иван Краснов — сподвижник Суворова, Кутузова и Платова — геройски пал на Бородинском поле. Мать Андрея — Феодосия Ильинична — происходила из интеллигентной петербургской семьи. Андрею прочили воинскую стезю, но под влиянием дяди он начал заниматься цветоводством. «Как девчонка, — говаривал отец, — цветок увидит и радуется». Уже в детстве у мальчика зародилась мечта побывать в тропиках — необыкновенном, сказочном мире. Андрей Краснов объездил весь мир — побывал в Азии, Австралии, Полинезии, Северной и Центральной Америке, Северной Африке и Западной Европе. Россию он объехал от севера до крайнего юга и был большим знатоком ее природы. Но одним из красивейших мест мира Краснов считал Батумское побережье. В 1912 г. правительство СССР положительно решило вопрос об организации Батумского ботанического сада, и Краснов, оставив без сожаления Харьковский университет, где проработал 23 года, принял на себя обязанности его директора. В ботаническом саду наш земляк создал по кусочкам ландшафты субтропиков Северной Америки, Японии, Китая, Гималаев, Чили, Австралии и Новой Зеландии. Это единственный в мире ботанический сад, организованный по географическому принципу. Его мечта создать в заболоченной Колхиде райский уголок сбылась — на месте непроходимых лесных дебрей возник, словно в сказке, японский декоративный садик, поднялись аллеи пальм, зазеленели эвкалипты. Но частые путешествия в экзотические страны пошатнули здоровье ученого. Он тяжело заболел малярией и в декабре 1914 г. умер. Наш земляк похоронен здесь же, у обрыва к морю, на выбранном им месте, про которое писал: «Сделайте от моей могилы просеку, чтобы мне видна была Чаква с окружающими ее снеговыми горами, кусочками моря; я там впервые начал работу; там тоже осталась частичка моего я».
Сталинградский Генри Форд
Франк Бруно Хоней — американец, однако более половины его жизни связано со Сталинградом. Франк родился в г. Эри 16 августа 1895 г. Когда его мать умерла, 13-летний мальчик был вынужден устроиться разносчиком газет, помогая отцу и младшим братьям. В 30-е гг. прошлого века Америка страдала от великой депрессии. А в России тем временем шло грандиозное строительство. В марте 1930-го Сталинградский тракторный вербовал квалифицированных рабочих, в числе 300 специалистов завербовался и Хоней. В Сталинграде он возглавил пружинное отделение завода. Уже спустя два года, в 1932 г., завод вышел на плановые мощности, и в этом была заслуга и его, простого американца. Бруно получил орден Ленина, по поводу чего в Америке вышла статья: «Американский специалист Франк Хоней награжден крестом Ленина и стал красным комиссаром на тракторном заводе». Успехи радовали Хонея, он продлил договор, стал активно участвовать в общественной жизни. Рабочие любили и уважали этого простого человека. Американская жена Франка покинула его, вернувшись на родину, а он в 1936 г. получил советское гражданство и нашел верную русскую подругу. После Великой Отечественной войны, за которую был награжден медалью «За оборону Сталинграда», Хоней работал на метизном заводе, где на его счету зарегистрировано более трехсот рацпредложений. В 1962 г. в Сталинградском книжном издательстве вышла книга его мемуаров «Я уехал из Америки». Завершил свой жизненный путь Бруно Хоней в 1979 г.
На фото
1- история Ровинский
2- история капитал Полякова
3- памятник Краснову в батумском саду
4- батумский сад – один из красивейших в мире
5- франк хоней