Третья стадия
Психологи утверждают: химическая зависимость от наркотиков — заболевание семейное. Люди, которые проживают вместе с наркозависимыми, постепенно втягиваются в круговорот этой болезни. В семье изменяется система ценностей. Некогда здравомыслящие люди начинают использовать мощные защитные механизмы, блокирующие их сознание от восприятия реальности.
Родительская «доза»
В волгоградский реабилитационный центр 26-летняя Виктория С. поступила в тяжелой стадии заболевания. Она употребляла солевые наркотики, последствием которых были сильные галлюцинации.
В 10 лет Вика влюбилась, а мальчик не ответил взаимностью. Чтобы «залить горе», начала с подружками попивать пиво и вино. К наркотикам девочка перешла в 13 лет. В семье Вика единственная дочь. Ей никогда ничего ни в чем не отказывали — когда подросла, купили и квартиру, и машину. Вот только то, что дочь нездорова, не заметили.
Красавицей Вику не назовешь: ни роста, ни длинных ног природа ей не дала. Отсюда комплекс пониженной самооценки, который девушка пыталась заглушить наркотиками. Чтобы было веселей, Вика влилась в компанию ребят обеспеченных родителей, которые могли позволить себе ночные клубы, встречи на дачах и квартирах. В этой компании девушка попробовала все, что можно. Но на маленькую 40-килограммовую Вику дурь действовала гораздо мощнее, чем на парней-компаньонов.
В семье родители продолжали ничего не замечать. Иногда Вика звонила матери и говорила, что останется ночевать у подруги. А если просыпалась дома, родители были уже на работе. Несмотря ни на что, она закончила школу. Болезнь обманчива: первая и вторая стадии употребления наркотиков дают мощный заряд сил, и Вика легко справлялась с трудностями.
Потом был институт, и опять большая любовь. Родители устроили молодым пышную свадьбу и купили квартиру. Вскоре у молодых родился ребенок, но он прожил всего 7 месяцев. Потому что оба родителя были наркоманами. Смерть сына и осознание того, что в ней виновата она сама, стали непереносимым ударом для Вики. С этого момента у нее началась третья стадия зависимости. И родители наконец-то прозрели…
Но вместо того чтобы пойти к специалистам, Вику запихнули в психиатрическую больницу. Там ее пичкали транквилизаторами, которые девушка то откладывала, то употребляла горстями, получая очередную дозу кайфа. После больницы у Вики появился очередной молодой человек, употреблявший солевые наркотики. Мальчик был из обеспеченной семьи, жил отдельно. Мама, которая второй раз вышла замуж, жила в новой семье с новым мужем и сыном. Правда, не забывала заполнять сыну холодильник. Но наркотики все же доконали парня, и прошлым летом он умер. В реабилитационном центре Вика пробыла 7 месяцев. Выздоровление шло тяжело. С ней работали три психолога. Сейчас она уже полтора года не употребляет наркотики. Родители снимают дочери квартиру — бывшая жилплощадь ушла на наркотики. По совету специалистов, общение с родителями у Вики сведено к минимуму — 15 минут в неделю…
Юные манипуляторы
— Подготовка к жизненному сценарию ребенка закладывается в семье, — говорит психолог Волгоградского реабилитационного центра Галина Матасова. — Все, что происходит с малышом от рождения до 6 лет, потом управляет им всю жизнь.
Перед болезнью равны все — и бедные, и богатые. На консультации к психологам приходят люди и из очень обеспеченных семей, где у детей были репетиторы, заграница, няня, английский язык и музыкальная школа.
— В богатых семьях от детей часто предпочитают откупаться вместо того, чтобы общаться с ними. Но дети не всегда понимают язык такой любви, — говорит Галина Матасова. — Если бы у Вики было доверие к родителям и она бы обратилась к ним на первых порах, ей было бы легче помочь. Большое «но» в нашем обществе заключается в том, что такие родители не ищут помощи у специалистов.
А иногда общего языка в семьях не получается потому, что мама с папой не могут договориться о едином подходе к воспитанию ребенка. В таких семьях строгий, жесткий, требовательный отец противопоставлен опекающей и потакающей матери. Ситуация, когда родители придерживаются полярных взглядов, позволяют ребенку манипулировать ими обоими. С раннего детства он учится получать преференции от папы и бонусы от мамы, сталкивая родителей лбами.
По мнению специалистов, достаточно двух лет проживания с зависимым, чтобы стать созависимым. Поэтому выздоравливать нужно всем.
Андрей ЗВЕРЕВ, директор волгоградского реабилитационного центра «Альтернатива»:
— Средняя продолжительность жизни наркомана при употреблении популярных сегодня наркотиков — 3 года, 90% наркоманов умирают. Многие родственники предпочитают заниматься самолечением, не обращаясь за помощью к профессионалам. За свою жизнь наркоман втягивает в зависимость от 5 до 15 человек. А выздоравливающий вытягивает из ада 2—4 человека.
Врезка:
За свою жизнь наркоман втягивает в зависимость от 5 до 15 человек. А выздоравливающий вытягивает из ада 2—4 человека.
Татьяна ФИЛИМОНОВА.