Галантные подкаблучники
Барселона — как много в этом слове для сердца каталонского слилось. Великий город, поражающий своей необыкновенностью и красотой, с каждым годом становится роднее для российских туристов. Другая Испания, а точнее — совсем не Испания именно так называют каталонцы свой край. Автономная республика со своими нравами, причудами и устоями, проявляющимися абсолютно во всем, даже в футболе, поражает своей уникальностью, но обо всем по порядку.
Сон на асфальте
Первое, что бросается в глаза, приехав в Барселону, имея туристический опыт в Турции и Египте, это люди. Они совершенно другие. Казалось бы, такие же, даже более темпераментные, как в Анталье или Хургаде, но они спокойные, не бросающие обольстительные взгляды и не провожающие бесконечным цоканьем длинноногих русских красавиц. Что тут скажешь… Европа.
Еропейская, а точнее каталонская, размеренность здесь на каждом шагу. Вообще, глядя на каталонцев и вспоминая фильмы про Испанию, начинаешь думать, что тебя просто обманули. Никаких тебе резких выпадов, ни эмоциональных сцен влюбленных парочек, ничего этого нет. Несмотря на свою разговорчивость и общительность, каталонцы никогда не будут влезать в чужой диалог.
Представьте ситуацию: у нас в автобусе или трамвае едет непоседливый ребенок с папой или мамой, постоянно задевает всех ногами, а рядом сидит старушка. Естественно, она скажет ему: «Ай-ай-ай… Какой нехороший мальчик». В Каталонии такого нет. Дети там святые. Они могут делать все что захотят.
Да и взрослые там ведут себя как дети. К примеру, в электричке они могут положить ноги в обуви на сиденье напротив, могут сесть посреди улицы и даже лечь, при этом никто и ничего им не скажет.
Вообще, каталонцы очень добрые. Все мужчины нешумные, сдержанные и галантные (в противоположность испанским женщинам), но полностью под дамским каблуком.
Большая часть жизни испанцев проходит на улице, в ресторанах, барах, кафе. После работы, дав наставления детям, мужчины — с женами, с друзьями, а чаще в одиночестве — выходят на вечернюю прогулку — пасео. Это святое. Давний ритуал. Холостяки на час — родригесы — собираются в барах, тавернах, чтобы обсудить новости, посудачить о женщинах или поспорить о корриде.
Пять евро за кильку в томате
Практически в каждом дворике есть маленькое кафе. Едят там поздно: завтракают в 14 часов, обедают — в 22. За столом следует избегать таких тем, как гражданская война, период правления Франко, коррида и личная жизнь, а в Каталонии еще и футбольный клуб «Реал», непримиримый соперник местной Барселоны. Потому что все это превращается в безудержную жестикуляцию руками, а возможно даже и в кидание столовыми приборами.
В Барселоне принято отдавать предпочтение средиземноморской кухне, где все самые свежие и полезные продукты жарятся исключительно на оливковом масле. Каталонцы считают, что следует употреблять продукты в соответствии со временем года. Также практически во всех заведениях вам предложат отведать па амб томакет (хлеб с помидорами), колбасные изделия, приготовленные по местной рецептуре, и, конечно, традиционную паэлью — плов с курицей, морепродуктами.
В любом баре или кафе можно заказать тапасы. Это традиционная легкая закуска. Кстати, заказав тапас с тунцом, я ожидал какое-то особенное блюдо с морепродуктами. На деле это оказались сухари с консервами, а-ля килька в томате, при этом стоило это блюдо целых 5 евро.
Настоящий выходной
Каталонцы и испанцы очень любят и уважают себя. Свидетельством тому является их отношение к труду. Они любят и умеют работать. Но выходные там начинаются уже с четверга, и у некоторых длятся аж до понедельника. Кроме того, в летний зной с 13 до 16 часов в Испании узаконена сиеста, то есть послеобеденный отдых, кстати, в это время там не принято звонить. Да и в воскресенье ни один магазин, ни одно учреждение там не работают. Испанцев не волнует, что у них в гостях миллионы туристов, желающих совершить шопинг, воскресенье там — выходной. Круглосуточных магазинов в Испании тоже днем с огнем не сыщешь. Все лавочки работают максимум до полуночи. Кстати, во всех этих магазинах алкоголь любых градусов продается до самого закрытия без каких-либо ограничений, причем не так уж и дорого. Но ни одного пьяного испанца на улицах я не встретил.
И если у нас основной проблемой считается пьянство, то в Каталонии, как и по всей Европе, главная беда — курение. Поэтому борьба с этой вредной привычкой в Испании ведется нешуточная, и чаще всего наказывают рублем, точнее евро. Сигареты стоят бешеных денег, и нередко можно увидеть молодых людей с кисетом, заворачивающих по-стариковски табак, по-нашему — махорку, в специальную бумагу.
Также там огромные штрафы за превышение скорости, и даже можно лишиться прав. Поэтому в Барселоне никто никуда не спешит.
Серега из Ленинграда
Испания продолжает жить в условиях экономического кризиса. Общее настроение у многих людей довольно пессимистичное. Возможно, все не так плохо, как на постсоветском пространстве, и краски сильно сгущены. Однако испанцы привыкли жить хорошо и сравнивают нынешнее положение дел с сытым и беззаботным прошлым. Но в Каталонии люди живут богаче. Почти в каждой семье по два автомобиля. Между тем, погуляв по вечерним улицам, я понял, что забастовка — один из самых распространенных способов времяпрепровождения испанцев. То и дело на площадях собирались люди, что-то скандировали, делали транспаранты. В общем, культурно проводили время.
Кстати, бомжей там немного. Мое внимание привлекли двое бродяг — один был одет очень уж экстравагантно, по-испански — шорты поверх джинсов, куртка, сапоги, в общем, если бы он не был грязным, то легко прокатил бы у нас за какого-нибудь экстравагантного модельера или модника. А второй бомж оказался русским. Звали его Серега. Худощавый, грязноватый, естественно, выпивший, но добродушный. Он подошел знакомиться, чтобы попросить денег, когда мы фотографировали памятник Колумбу.
— Я из Ленинграда. Братья-славяне, будьте осторожнее! — именно с этих слов Серега начал знакомство с нами.
После чего он поведал жуткие истории про воровство на улицах, кстати, воришек там много, и с личными вещами нужно быть предельно аккуратными. Сам он тоже иногда промышляет воровством, за что неоднократно оказывался в полиции. Но из страны его не выгоняют, потому что он был женат на испанке, а в Питере Серега когда-то работал учителем географии. Но на жизнь он не жалуется, говорит, что ему тут нравится. Дав Сереге 5 евро, мы пожелали удачи друг другу, а он даже приглашал меня и мою попутчицу Юлию из Москвы выпить и погулять по городу. Но мы вежливо отказались.
Павел НОСАЧЕВ.