Стоимость года обучения царицынского гимназиста равнялась дюжине коров
«Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института», — пела о современных школьниках Алла Пугачева. А как жилось ученикам в Царицыне сто лет назад?
Поп Захарий и калмыцкий букварь
По историческим свидетельствам первая школа в Царицыне открылась в 1664 г., работала она при Предтеченском храме, и руководил ею поп Захарий. Помещение было настолько тесным и бедным, что в нем едва умещались 17 мальчиков — первых учеников священника. Занятия начинались с молитвы у иконы Иоанна Крестителя, а основными учебниками были Псалтирь, Библия и букварь. Также обучение грамоте в Царицыне велось в двух католических костелах, двух мусульманских мечетях и иудейской синагоге. Жившие в городе старообрядцы обучали детей дома.
Долгое время в Царицыне не было ни одного государственного учебного заведения. Только 30 июня 1808 г. магистрат заключил соглашение с отставным сержантом Иваном Власовым об открытии школы по обучению ребятишек начальной грамоте. Власов обязался обучать грамоте детей царицынского купечества и мещан «сколько оных набратца может, 1-е — читать, 2-е — писать прописи и цифирный щет, 3-е — арифметике в четырех частях; все изъясненные науки дети под моим научением быть имеющие должны знать в надлежащем усовершенстве». Всего у Власова обучалось 26 мальчиков и 7 девочек.
В 1838 г. в Царицыне неподалеку от села Городище, где располагалась колония калмыков, открылась школа для обучения русскому языку калмыцких детей и подготовке их к миссионерской деятельности по распространению христианства. Школу возглавил протоиерей и благочинный Петр Лугарев. За время своей миссионерской деятельности с 1832 по 1848 гг. он сумел обратить в христианство около 4000 калмыков, а дьякон Василий Дилигенский составил краткий букварь калмыцкого языка.
Первоклашки-переростки
В конце 19-го в. в «русском Чикаго» полным ходом шло развитие промышленности и резко возросла потребность в грамотных людях. Поэтому на заседании Царицынской городской Думы, состоявшемся 3 сентября 1874 г. под председательством городского головы Ивана Мельникова, постановлено было ходатайствовать пред правительством об учреждении в Царицыне четырехклассной мужской прогимназии. Царицынское городское общество и уездное земство, со своей стороны, изъявили готовность жертвовать по 8 тыс. руб. в год на ее содержание. И вот 23 апреля 1875 г. ходатайство было удостоено высочайшего утверждения государем и министром народного просвещения и внутренних дел России графом Дмитрием Толстым. На содержание прогимназии было утверждено отпускать из государственного казначейства по 6650 руб. в год. В благодарность Царицынская Дума выступила с инициативой «о присвоении прогимназии наименования Александровская в честь посещения Царицына в 1869 г. государем наследником цесаревичем Александром Александровичем».
— Сегодня на Александровскую гимназию волгоградцы любуются каждый день, — рассказывает Юлия Евстратова, директор МОУ детско-юношеского центра Волгограда. — Она располагалась в том самом здании, где сейчас находится администрация области. И хотя облик его со временем изменился, кое-где старинные фасады сохранились.
Инспектор Царицынской четырехклассной прогимназии Александр Иноземцев прибыл в Царицын 16 июля 1875 г. Одновременно со своим приездом он отправил объявления в саратовские и царицынские «Ведомости» о наборе детей: «…Для поступления в приготовительный класс приглашаются мальчики возрастом не менее 8 и не более 10 лет, а для поступления в 1-й класс — не менее 10 и не более 12 лет». В первый год в нее было набрано 49 учеников.
Дюжина коров — за год учебы
Несмотря на финансирование от государя и помощь земства, плата за обучение в прогимназии была высокой — 55—75 руб. в год. Для сравнения: корова тогда стоила 5—7 руб. Поэтому учились здесь в основном дети состоятельных родителей. Наиболее способным ребятам из малоимущих семей помогали купцы-меценаты. Постоянно увеличивавшееся в течение трех лет количество учеников послужило доказательством того, что потребность в образовании сознавалась в обществе, и в начале 1878 г. 4-классная прогимназия была преобразована в 6-классную мужскую гимназию, а 1 июля 1883 г. — в полную 8-классную. Это было единственное учебное заведение Царицына, дававшее среднее классическое образование.
— Из наук мальчикам преподавали русский, немецкий, французский языки, физику, математику, рисование, черчение, древние языки, историю и пение, — продолжает Юлия Евстратова. — Были среди изучаемых тогда предметов и довольно странные на взгляд современника — например, математическая география.
Кстати, согласно словарю Брокгауза и Эфрона математическая география изучала «положения пунктов земного шара в отношении к геометрической площади как ограниченной земной поверхности».
Библиотека в Александровской мужской гимназии была богатой для того времени — более 8 тыс. томов. Одевались мальчики строго по форме: летом — в светло-серые брюки, косоворотку и ботинки; осенью к ним прибавлялись серая шинель с белым кантом и серая фуражка с гербом и аббревиатурой ЦАГ — Царицынская Александровская гимназия. Зимой на ботинки надевались калоши, а к верхней одежде прикреплялся башлык.
Кондуит — гроза школяров
В начале учебного года каждый ученик получал билет, который был обязан всегда носить при себе, и дневник для записывания уроков и внесения замечаний преподавателями и классными наставниками. Существовал в гимназии и кондуит — книга для записей провинностей и проступков гимназистов. За мелкие шалости воспитанники наказывались «стоянием у стены на 2/4 часа или оставлением от ½ часа до одного часа, крайне редко до двух часов, после уроков в стенах заведения под наблюдением дежурного преподавателя». Однако, как отмечал в своем историческом очерке, посвященном 25-летию Царицынской Александровской гимназии в 1900 г., преподаватель гимназии Александр Горбатов, «нравственное состояние учеников вообще было удовлетворительное. Какие-либо значительные шалости за все описываемое время представляются исключительными явлениями при той общей вежливости и приличии, которыми всегда отличалось значительное большинство учащихся как в стенах учебного заведения, так и вне их».
Большое внимание в гимназии уделялось исполнению учениками религиозных обязанностей. Ежедневно учеба начиналась с общей молитвы в рекреационном зале, которая всегда происходила в присутствии господина директора, старшего инспектора и преподавателей. Затем читалось несколько стихов из Евангелия. До 1889 г. в здании гимназии имелась своя домовая церковь. Все гимназисты в обязательном порядке посещали субботние и воскресные богослужения в храмах по месту жительства и говели — соблюдали православные посты.
Инга ИВАНОВА.