Экономика Волгоградской области успешно преодолевает последствия кризиса
Положительная динамика, наметившаяся в посткризисном 2010 г., сохраняется и сегодня. По абсолютному большинству социально-экономических показателей наш регион демонстрирует устойчивый рост — может быть, пока не слишком значительный, но зато основанный на прочном фундаменте. О том, что помогло региону успешно пережить кризис, «Городским вестям» рассказал председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Роман Беков.
Для нас нет неважных проектов
— Роман Сергеевич, каковы основные социально-экономические итоги первых шести месяцев года? Можно ли сказать, что последствия кризиса преодолены?
— Такой вывод действительно можно сделать, если судить по большинству основных показателей. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 43,4 млрд. руб. и составил почти 250 млрд. — вместо 205,3 млрд. годом ранее. В лидерах — предприятия деревообработки и машиностроения, производители резинотехнических изделий, пластмасс, бумаги и целлюлозы. На 7,4% увеличился объем инвестиций в основной капитал, выросли обороты в розничной торговле и сфере услуг. В бюджеты всех уровней поступило 43,5 млрд. руб. налогов — на 20% больше, чем в прошлом году. Мы сохранили социальную сферу: финансирование большинства муниципальных и региональных целевых программ не уменьшилось, а поступления из федерального бюджета даже возросли. Я говорю о приоритетных национальных проектах «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», «Развитие АПК»: объем поступлений по ним из бюджетных и внебюджетных источников свыше 11,8 млрд. руб. Это гарантия того, что в области и дальше будет проводиться модернизация школ и больниц, агропром получит столь необходимые инвестиции и технологии, а строительная отрасль — преференции для строительства доступного и комфортного жилья. Еще отмечу тот факт, что в регионе выросли реальные денежные доходы населения — более чем на 7% и уровень средних зарплат — на 12%, причем в сельских районах зарплаты росли быстрее, чем в Волгограде и других крупных городах области. А вот число безработных уменьшилось почти на 28%.
— Какие инвестиционные проекты, реализуемые на территории Волгоградской области, вы бы назвали в числе наиболее важных для экономики? Приходят ли в регион новые инвесторы?
— Для нас нет неважных проектов, мы готовы сотрудничать со всеми, кто хотел бы у нас работать. Но к крупным проектам — «локомотивам» экономики — отношение особое. Мы провели три заседания областного совета по инвестициям, на которых приняты решения об оказании господдержки 19 инвестиционным проектам с общей суммой инвестиций более 140 млрд. руб. («Городские вести» рассказали о них в № 90 от 16 августа). Проекты эти — в самых различных отраслях: это и модернизация нефтеперерабатывающего предприятия, и линия по глубокой переработке кукурузы, и строительство маслоэкстракционного завода, и реконструкция железной дороги, и новый санаторий на Эльтоне, и выпуск продукции, которая никогда ранее не производилась. Реализация только этих проектов будет приносить ежегодно в бюджеты всех уровней около 29 млрд. руб., из них свыше 21 млрд. — в бюджет области. Кроме того, будет создано более 3 тыс. новых рабочих мест.
— На каких стадиях реализация названных вами проектов-«локомотивов»? Есть ли задержки по каким-либо направлениям?
— Кризис, конечно, сказался на финансовых планах большинства инвесторов, но подчеркну, что никто из них не отказался от своих проектов. Мы, в свою очередь, стараемся сделать все возможное, чтобы минимизировать последствия кризиса, — совершенствуем законодательство, разрабатываем дополнительные меры господдержки. К настоящему моменту администрацией уже подписаны инвестиционные соглашения с ОАО «Волгопромтранс», ОАО «Новоаннинский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Каргилл Новоаннинский», ООО «Камышинская отделочная фабрика», в стадии подписания — аналогичные соглашения с ОАО «РЖД», ОАО «Санаторий «Эльтон-2», ООО «САКСЭС», ООО ИПГ «Волга Бас» и ООО СП «Волгодеминойл». Все проекты, по которым заключены инвестиционные соглашения, реализуются в соответствии со сроками, предусмотренными инвесторами.
На много лет вперед
— Вы говорили о совершенствовании инвестиционного законодательства. Что уже сделано в этой сфере?
— Главное то, что в марте 2010 г. был принят областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». По сути, это фундамент, на котором мы строим будущее нашей экономики. К примеру, в нем определены приоритетные направления инвестиционной деятельности — внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, экология, инновационная деятельность, развитие агропрома, транспортной и коммунальной инфраструктур, производство фармацевтической и других видов высокотехнологичной продукции, строительство социальных объектов и доступного жилья. Перечислены меры господдержки, определены условия для их получения. А для того, чтобы закон реально работал, были приняты восемь дополнительных нормативных актов. Все это позволило привлечь крупных инвесторов в различные отрасли экономики.
— Но это на уровне региона. А как происходит взаимодействие в сфере инвестиционного законотворчества между областной администрацией и муниципалитетами?
— Мы совершенствуем региональное инвестиционное законодательство и от муниципалитетов требуем того же. Города и районы должны иметь определенный набор нормативно-правовых актов, проектов и предложений — иначе в отстающих окажется вся область. Неслучайно в 2011 г. особое внимание уделено формированию так называемых инвестиционных паспортов территорий — это как раз тот самый джентльменский набор для будущего инвестора. Пока самый полный инвестпаспорт у Волгограда, но во многих районах — к примеру, в Городищенском, Еланском, Жирновском, Котовском, Ленинском, Михайловском, Николаевском, Новоаннинском, Ольховском, Среднеахтубинском, Суровикинском, в Михайловке и Чернышках — работы по формированию инвестпаспортов идут полным ходом. А вот остальным не мешало бы ускориться.
— В настоящее время в области разрабатывается концепция промышленной политики. Какие цели и задачи в ней определены?
— Еще в XIXв. Сергей Витте, один из величайших российских финансистов, сказал, что государственно-экономические мероприятия проводятся в жизнь десятилетиями, а из всех торгово-промышленных систем самая вредная — неустойчивая, колеблющаяся. Чтобы знать, куда мы будем двигаться через 10—20 лет — причем двигаться поступательно, целенаправленно, — администрация и разработала концепцию промышленной политики. Для этой работы специально была создана межведомственная группа, которую возглавил вице-губернатор Василий Галушкин. Это самый масштабный экономический документ за последние годы. Мы постарались учесть в нем буквально все: и возможности нашего научно-промышленного комплекса, и наиболее острые проблемы, и, конечно же, наиболее перспективные отрасли и предприятия. Главная цель — вывести область в лидеры как по темпам роста промышленного производства, так и по социальным показателям. На первом этапе — их сроки, кстати, также четко прописаны в концепции — будут определены «точки роста», то есть предприятия и отрасли, наиболее, так скажем, инновационно-емкие, которые станут главными двигателями экономики. Ну, а дальше будем подтягивать остальную промышленность. В общем, задача сложная, но абсолютно реальная.
Антон БЕРГЕР.