Больные саженцы резко сократили урожай дачников
Специалисты предупреждают — покупка нелегального посадочного материала может свести на нет все усилия садовода. Некогда урожайные волгоградские сады в последние годы не балуют волгоградцев обилием плодов.
Незадачливые дачники
Ольга Ананьева — дачница с солидным стажем. Дача в Краснооктябрьском районе Волгограда много лет была для нее настоящим подспорьем. Морозилка в зиму всегда была забита ягодами, погреба ломились от варенья и свежих фруктов, радовавших всю семью чуть ли не до самого Нового года. Но в последние несколько лет фруктовый рай на даче канул в Лету. Решили с мужем выкорчевать некоторые старые деревья и взамен их посадить новые саженцы, купленные на базаре. Но урожая нет уже много лет.
О чем подумает первым делом дачник? Недосыпал удобрений, обморозились деревья или что-то в этом духе. И вряд ли догадается, что все дело в больном саженце.
До истины — один шаг
Специалисты говорят: у растения, как и у всех живых существ, нужно определить причину заболевания. Для этого в волгоградском филиале ФГБУ «ВНИИКР» есть лаборатория, оборудованная по последнему слову техники. Но об этом мало кто из дачников знает. А если и в курсе, то большинство останавливает стоимость услуги: экспертиза только одного вида заболевания стоит порядка 1,5 тыс. руб.
— Вы видите, к чему это привело? — сокрушается агроном волгоградского филиала ФГБУ «Всероссийский НИИ карантина растений» Виталий Кулаков. — В области практически отсутствует урожай слив, абрикосов, наблюдается повальная заболеваемость айвы, остальных плодовых культур. Раньше такого в регионе не было. Это связано с тем, что мы накопили вирусно-бактериальный пул. По нормам карантина саженцы из-за рубежа должны два года провести в карантинно-интродукционном питомнике. Такая норма была в Советском Союзе. Потом под давлением бизнеса такие законы были отменены. Сейчас зараженные саженцы попадают на наш рынок спустя два дня после того, как были выкопаны в Европе или Азии.
Но сегодня благодаря методам молекулярной диагностики можно определить, чем болеет растение, в течение максимум двух суток. Правда, большую партию целиком проверить невозможно — очень дорого. Поэтому проверяют всего один саженец. Отсюда высокая степень заражения наших садов.
Специалисты отмечают: сады начали хиреть с началом активной интеграции России в мировой товарообмен. Если в СССР посадочный материал производился внутри страны, то теперь его в огромных количествах завозят из-за рубежа. Импортные саженцы можно найти даже в некоторых гипермаркетах. Как правило, их сопровождают «вкусные» картинки, изображающие великолепие, которое может вырасти в саду. Но далеко не факт, что так будет на самом деле.
Покупка саженца на рынке — тоже лотерея, в которой на 90% проигрывает покупатель. Определить, что продают на рынке, с ходу не сможет даже специалист. В лучшем случае из всей партии прошел экспертизу один саженец, в худшем — обошлось даже без этого. Или более того — на рынок привезли деревце, выкопанное в ближайшей лесополосе. По чисто российской привычке покупатель, скорее всего, не потребует с продавца карантинный, семенной или сортовой сертификат. Купивший такой саженец почувствует подвох лишь через несколько лет, когда не дождется никакого урожая.
Здоровые питомцы
Специалисты утверждают: сертифицировать нужно не сами саженцы, а производящие их питомники. Но такая работа сегодня не предусмотрена законом, поэтому садоводам можно только посоветовать приобретать саженцы в специализированных питомниках.
Но проблема в том, что питомников в нашем регионе очень мало. Купить саженцы сегодня невозможно и на Волгоградской опытной станции Всесоюзного института растениеводства, который некогда был признанным флагманом плодоводства в области.
— На территории ВИРа три особо опасных карантинных объекта, — говорит Виталий Кулаков. — Карантинной службой там запрещена продажа посадочного материала. В ВИРе 15 лет не ведется никакого ухода за растениями, потому что нет финансирования. Знаменитая коллекция сливы полностью заражена вирусом шарки и непригодна для дальнейшей селекции. Практически прекращено сегодня и финансирование сортоиспытательных станций, которых в регионе всего две. Им также запрещено продавать посадочный материал из-за болезней растений.
Есть коммерческие питомники, но их тоже крайне мало. Да и чтобы купить качественные саженцы, надо выезжать в сельские районы области. Но, как говорят специалисты, дорога окупится с лихвой.
Татьяна ФИЛИМОНОВА.
Кстати
Качественные саженцы яблони можно купить под Михайловкой. В Дубовке — черешню, ежевику, малину, клубнику, виноград. Продает саженцы также региональный ботанический сад. Старый уважаемый питомник есть в Суровикинском районе.
Особо опасны
В Волгоградской области, по словам специалистов, зафиксированы очаги двух опасных заболеваний плодовых деревьев. Одно из них — вирус шарки сливы, алычи, терна, персика, вишни. Признаки заболевания— светлые пятна в виде колец на листьях, резкое падение урожайности, при сильном развитии заболевания отмирают целые ветки. Это вирусное заболевание, вылечить которое невозможно. Самый крупный очаг расположен на территории ВИРа. Есть больные деревья в дачных товариществах на севере и юге города. Сейчас выявляется еще одно заболевание — бактериальный ожог плодовых культур. Он поражает все розоцветные: яблони, груши, боярышник, айву, вишню, сливу, абрикос, рябину, кизильник. Его признаки — концы веток, особенно цветущие, засыхают, как будто их обожгло, потом гибнет все дерево. Эффективных методов химической обработки против него нет. Очаги заболевания — дендрарий ВНИАЛМИ, ВИР. На территории ВИРа, а также в поселке ГЭС обнаружена восточная плодожорка. Признаки болезни — усохшие ветки.
Председатель областного совета садоводов Волгоградской области Владимир АСТАФЬЕВ:
— В нашей зоне рискованного земледелия вопрос качества посадочного материала стоит очень остро. Сегодня контроль саженцев практически отсутствует. Более того — никто не занимается селекцией растений. Некогда богатую коллекцию саженцев имела Волгоградская опытная станция Всесоюзного института растениеводства, но сейчас она не работает. В регион сегодня везут саженцы из-за рубежа, а также из российских регионов. Но они не районированы. Взять, к примеру, абрикос. В Волгограде он плодоносит. Но уже севернее Иловли абрикос хоть и растет, но плодов на нем вы уже не увидите. Задача продавца на рынке — продать товар, но квалифицированный совет по посадке можно получить только у профессионала.
Доцент кафедры садоводства, селекции и семеноводства ВГСХА. Татьяна ОРЛОВА:
— Дело в том, что у нас нет госпитомников, а все саженцы должны проходить апробацию как и продукты питания. ГОСТа нет, а есть только техусловия. Поэтому все зависит от добросовестности тех, кто саженцы вырастил и продал. Хотя многие продавцы дорожат репутацией. Собственно, садоводства у нас уже нет. Все привозное — вплоть до яблок. В последние годы площадь под промышленными садами в регионе сократилось в несколько раз — было около 10 тыс. га, осталось около 4,5. Но одновременно выросла площадь индивидуальных садов. Люди пытаются выживать. Свои яблоки, хоть и червивые, все же лучше, чем привозные. Да и химии в них нет.