Волгоград опять вздрогнул
Жители Волгограда периодически жалуются на схожие с землетрясением толчки: в квартирах дребезжат оконные стекла, передвигаются предметы, иногда на стенах появляются трещины. Последний всплеск жалоб зарегистрирован в комитете гражданской защиты населения администрации Волгограда три дня назад — 6 февраля — с 12.50 до 13.20. Специалисты комитета считают, что причиной явления стало уничтожение боеприпасов на войсковом полигоне Прудбой.
Трясло от совпадения вибраций
В 2010 г. сотрудники сейсмологической лаборатории при Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете провели анализ тревожных звонков, сопоставив их со временем действий на полигоне Прудбой.
— Выяснилось, что спустя 10—15 минут после взрыва жители ощущали вибрацию в квартире, — говорит кандидат технических наук Виктор Масляев, который является заведующим вузовской лаборатории. — Причем воздействие одинаково во всех районах Волгограда — от Спартановки до Красноармейска. Наибольшая вибрация ощущается жителями верхних этажей многоэтажных зданий — с 9-го по 16-й.
Взрывы подобной силы, убежден ученый, спровоцировать землетрясение не могут.
— К сожалению, ученые пока не научились предсказывать землетрясение, но, если оно произошло в любом конце земного шара, сейсмологические приборы всего мира сразу же его зафиксируют, — делится инженер-геолог и гидрогеолог Николай Самусь. — Утверждать, что землетрясения сегодня стали чаще происходить, как говорят некоторые специалисты, неправильно. Человечество наблюдает за движением земной коры какие-то сотни лет, а нашей планете — миллиарды лет. Со школьной скамьи мы знаем, что земная кора нарушена многочисленными разломами. Раньше их считали нарушениями грунта от сейсмических сотрясений. Сегодня доказано, что такого рода разрывы являются выходами на поверхность разлома, подвижка по которому была причиной землетрясения. Это так называемые сейсмогенерирующие, или живые, разломы. Они показывают направление следующего землетрясения, но, когда оно произойдет — через год-два либо через сотни лет, предсказать невозможно. Если же сильное землетрясение произошло в одном месте, больше подобного катаклизма такой силы уже не будет несколько веков.
— После спитакского землетрясения в Армении стали строить сейсмоустойчивые сооружения, но я считаю это пустой тратой денег, ведь ближайшее землетрясение если и будет, то лет через двести, а через 50—70 лет сами дома уже придут в негодность.
Также Николай Самусь убежден, что Волгоград — не сейсмоопасная зона, так как живые разломы через него не проходят. Жалобы волгоградцев, что в последнее время в домах частенько трясет, к землетрясениям не имеют никакого отношения.
— Были взрывы на полигоне Прудбой: в высотных домах установлены насосные станции на крыше, а рядом проходит автотрасса, совпадение вибрации насоса и вибрации дороги создает эффект тряски дома, так что волноваться горожанам не стоит, — убежден Самусь.
Природу не следует провоцировать
Иного мнения заведующий сейсмолабораторией Виктор Масляев. Ученый считает, что вибрация — плохой признак, доказывающий, что территория Волгограда изрезана сетью тектонических разломов, на которых расположены здания. Во время взрывов происходит колебание грунтов на уровне 2 баллов по шкале Рихтера, жители верхних этажей ощущают уже 3—4-балльную сейсмоактивность. Впоследствии никто не знает, когда точно боевая деятельность на полигоне может спровоцировать спонтанную сейсмическую деятельность до 8 баллов.
— Я убежден, что и вибрации нашего «танцующего» моста были спровоцированы взрывами на полигоне, так как они были зарегистрированы спустя 15 минут. В нормах строительства по так называемой карте С, утвержденной Правительством РФ, установлена сейсмическая опасность Волгоградской области — 7 баллов, на отдельных площадках — до 9 баллов по шкале Рихтера. И проектировщики обязаны учитывать эти нормы.
Конечно, взрывы не могут вызвать сильные землетрясения. Но если созрели природные условия — произошли подвижки земной коры, то взрывы станут пусковым механизмом глобальных разрушений.
Инга ИВАНОВА.