Очарованные Чиром: как волгоградцы сплавлялись по реке на байдарках
Такая поездка подходит даже новичкам.
Вниз по реке Чир Волгоградской и Ростовской областей, от хутора Солонецкий до станицы Обливская мы с семьёй сплавлялись в начале августа под руководством замечательного инструктора, нашего земляка Дмитрия Савельева. Первый активный отдых на реке удался на славу и будет вспоминаться очень долго.
На старт!
Условия тура, организованного одной из волгоградских фирм, были следующие: пять дней на природе с ночёвкой в палатках, активным преодолением всего пути на байдарках по извилистому Чиру. Опыта, как было обозначено в прайс-листе, не требовалось.
Набралась группа из 17 человек. Под руководством замечательнейшего инструктора-путешественника Дмитрия Савельева, мы двинулись в путь из Волгограда, следуя по направлению к Ростову, ранним утром 5 августа. За пять дней и четыре ночи нашей команде предстояло познать себя в дикой природе. Неожиданным стало, что с нами в группе оказались в основном дети и подростки, взрослых – всего шестеро. Я отправилась покорять дикую природу с двенадцатилетним сыном, надеясь привить ему хоть немного самостоятельности.
Наш путь следования прошёл от хутора Солонецкий вниз до станицы Обливская. В общей сложности, предстояло пройти более длинный участок – примерно 70 километров. Но в итоге получилось что-то не больше 40. Этого было предостаточно, по моим ощущениям, хотя силы ещё оставались и можно было бы продолжить.
Точка отсчёта водного путешествия – под мостом хутора. Здесь Чир только продолжает свой очень извилистый путь, а в этом месте он и очень узок, и неглубок.
На берегу мы надули байдарки, приготовились по хозяйственной части, получили все инструкции наставника. Разделились на экипаж (в лодке по два места, где один участник – это матрос, а сидящий сзади – капитан).
Сушим вёсла
Чир оказался неглубокой рекой, местами – узкой, местами – довольно широкой. Я даже шутила, что весь путь теоретически можно прошагать ногами по дну в спасательном жилете, лишь пару раз окунувшись с головой. Периодически так и приходилось делать: если лодка застревала в зарослях, или садилась на мель, либо упавшее бревно преградило путь — вылазишь и оттаскиваешь каяк вперёд, напрягая свои канцелярские ручки (в смысле, руки).
Часто дно такое илистое, что застреваешь в этой субстанции выше колена. Но никто из новичков и не предполагал ещё одно препятствие – пауки, по-хозяйски расставившие свои круглые ловушки-сеточки. Такие вот сюрпризы (вероятно, именно августовский момент) встречаются по всему пути вдоль реки. Оплывать стороной подобное явление оказалось делом искусным. Поэтому у арахнофоба вроде меня есть только два варианта: забыть о неприязни к восьмилапым и смириться с участью.
У байдарки свои особенности, которые не в одночасье познаешь. Лодку плавно и настойчиво заносит от любого воздействия: ветра, течения, неправильного гребка, встречи с водорослями. И нужно иметь немало терпения, понемногу приобретая навык, чтобы идти в дальнейшем ровно.
К этому идеалу удалось немного приблизиться ближе к концу путешествия, но в крайний день разыгрался августовский ветер южак, с которым пришлось сражаться веслом.
Первые пару дней гребца гнетёт постоянное врезание в берега, заросли камыша и рогоза, застревание в трясинах, в ветвях упавших деревьев и бесконечные встречи с паучьими гнёздами и ловушками.
Миски к бою!
Не помню точно, какое расстояние приходилось проплывать за сутки, но только мы успевали устать, так сразу и привал. Еды было много, всё было очень вкусно и даже то, что мой сын категорически (от слова «абсолютно») ни разу бы не ел дома, легко съедал (и уже кое-что просит повторить). Мамам на заметку «Как приучить ребёнка к новым блюдам» – просто поставьте его в подобные условия.
Готовили мы на костре, из умно заранее заготовленной провизии, и поверьте – это были разнообразные еда и питье! От такого меню впору прибавить пару килограммов, но этого не случалось по причине хорошего баланса питания с физическими нагрузками.
Как же мне понравились посиделки у костра! В пути же мы делали два-три привала (на купание, обед и остановку на ночь).
Инструктор Дмитрий грамотно распределял нашу нагрузку и обязанности для всех. У нас царила взаимопомощь!
Чай, суп, каши, салатики, кофе и какао – всё местное, чировское. Если зайти в реку подальше, набранную оттуда воду можно использовать для приготовления (естественно, перекипятив). У этой воды есть свой особый привкус, но он не неприятен. Просто особый, речной.
Вот так река!
Передвижной палаточный мини-городок каждый день менял свою дислокацию. За четыре ночи, пожив на разных берегах в разнообразных местах Чира, скажу: хоть природа области и не является выраженно яркой, как заросли бразильских джунглей, но все места наших привалов были очень красивы, каждый по-своему.
Совершенно неожиданно вначале довольно спокойная, река преподносит путнику сюрприз в виде двух водопадов. Они очень небольшие (высота спада воды примерно метр), но по всем правилам сильные. При подходе к этому месту вы сначала ощущаете, что течение вдруг интенсивнее понесло байдарку вперёд (на радость!) и грести стало значительно веселее.
Потом становится несколько не по себе (со стороны было не видно, что за высота у спуска). На самом деле не страшно: каяк плавно приводнится куда нужно, но для этого судно необходимо сначала выровнять носом вперёд, что и сделали наши сильные мужчины. В этом месте, что интересно, водопады расположены симметрично и разделены между собой клином земли (как бы полуостровом).
На берегу мы сделали стоянку: вкусно пообедали и вволю искупались. И к слову, данное место популярно как для местных жителей, так и для приезжих.
Чир – маленькая да удаленькая река, в которой я нашла сходство с Хопром в Воронежской области. Здесь в изобилии растут камыш, рогоз, вкусные корневища и нижняя часть стебля которого способны прокормить. Я нашла это растение вкусным. Инструктор научил нас, как его добыть и что с ним делать. Полно зарослей жёлтых, с восковыми плотными лепестками кубышек на очень длинных стеблях. Летают стрекозы какого-то особенного темно-синего (почти чёрного) цвета, много-много водомерок и пауков вокруг.
Чир населяют бобры, но познакомиться с ними пришлось нестандартно: прямо посреди реки на нас кверху животом плыл бобр, погибший, по-видимому, некоторое время назад, отчего его внешний вид несколько преобразился, и если бы его сверяли по атласу животных, я рискну предположить, что даже сервисы-определители не справились бы с поставленной задачей.
Змеи тоже нашли нас в этих местах, а также довелось встретиться с голодной любопытной лисой на одной из стоянок. Видели рака (подозреваю, что тут их очень много должно быть), норы барсуков и стрижей, дупла с птицами и слышали сойку. По ночам слышишь, как что-то ухает, лает и хрюкает в ночной тиши (вероятно, насмехаясь над пришлыми людьми). Ночью боязно выходить из палатки без фонарика, но если рискнёшь это сделать, то адреналиновый коктейль в крови обеспечен. И даже для взрослого человека новый дикий мир представляет особый интерес (как-будто ставишь себе «галочку»: «А я вот это видел!»). Для детей всё это интереснее вдвойне!
А какие звезды видны на далёком от цивилизации участке неба! Именно в подобных местах можно ознакомиться с Млечным путём, который невозможно разглядеть, пребывая в городе.
Тапочки для археологов
В последний день Дмитрий устроил нам экскурсию на холмы за рекой, расположенные на степной равнине. Для этого пришлось перейти Чир вброд от нашей стоянки на противоположный берег, где я удачно оставила тапочки в трясине. Их засосало мгновенно, оставив меня босой, а в реке теперь есть свой артефакт из далёких для кого-то в будущем 2020-х.
Жаль, но электротехника быстро садится без подзарядки, и мало осталось фото степных угодий, где мы немного ознакомились с флорой и фауной местности.
Здесь растут катран, полезный шалфей, степная гвоздика, дикие яблони и груши, мальва со съедобными коробочками цветков, ковыль с семенами-шипами и много-много другого. На отлогих вершинах древних пород, поросших травами, можно при старании найти окаменевшие зубы акул и мумифицированные останки кишечнополостных животных, когда-то населявших дно огромного океана. Без грамотного проводника эти знания не получить!
Ирина Хазова