История одного шедевра

Александровский сервиз

Орденоносец и картофелевод: о чем попросила императрица Екатерина прадеда Пушкина

11 Июл 13:41

Прадед великого Александра Сергеевича, российский генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781) был выдающимся государственным деятелем. И выполнил очень важное поручение первого лица Российской империи...

В 1780 году пожалованный орденом Святого Благоверного Александра Невского сын Петров гипотетически мог быть приглашен на торжественный обед в честь кавалеров этого ордена, который устраивался в Зимнем дворце за столами, сервированными одноименным гарднеровским фарфоровым сервизом.

Существует версия, что идея создания парадных орденских сервизов принадлежит фавориту Екатерины светлейшему князю Г. А. Потёмкину, по поручению которого над проектом работал русский художник-декоратор Г. И. Козлов.

Главным украшением Александровского сервиза, рассчитанного на 60 кувертов (приборов на одну персону), является восьмиконечная звезда с девизом по кругу ЗАТРУДЪ – IОТЕЧЕСТВО («За труд и Отечество»). В центре звезды помещен вензель (святой Александр) под княжеской короной. Красная лента пролегает фризом на кромке тарелки, в которой, быть может, находились и ломтики картофеля, выращенного африканским принцем.

По личной просьбе императрицы Екатерины Абрам Ганнибал начал в опытном порядке и промышленном масштабе взращивать в своем поместье под Псковом «земляное яблоко». С легкой руки псковского растениевода картошка не раз спасала Россию от голода.

Картина « Иерусалим» (1849)

Музей Машкова хранит для волгоградцев «Оду из воды, земли и воздуха!»

27 Июн 17:31

Великий город Иерусалим предстает перед нашим вдумчивым зрителем на пейзажной картине Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855).

Наставник целого поколения пейзажистов в 1820 году по поручению великого князя Николая Павловича (будущего Николая I) совершил путешествие в Палестину, где вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все это нужно было сделать тайком от надзора местных мусульманских властей. Все материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков, частью эскизных.

Картина «Иерусалим» (1849), написанная десятилетия спустя после палестинской миссии, полна знания, обдумана и закончена, но при всем этом свободна. Художник избирает точку зрения с Масличной горы, где свою последнюю ночь в Гефсиманском саду провел Иисус Христос.

По правилам классического пейзажа соблюдена «кулисность»изображения, «стаффаж» (люди, животные) вынесен на условную «авансцену», расписной задник погружен в «сфумато» - световоздушную дымку, сквозь которую проступает до последней крыши уточненный силуэт города трех мировых религий.

«Царица куртизанок»

Волгоградцы увидят ту, кто вдохновляла Мольера и удивляла Людовика XIV

17 Июн 11:30

Визит таинственного старца подарил Нинон де Ланкло секрет неувядаемой молодости. «Царица куртизанок», символ эволюции нравов XVII-XVIII вв., прославилась необыкновенным остроумием, красотой и долгой 90-летней жизнью.

Именно в ее салоне в 1664 году Жан-Батист Мольер впервые прочел свою комедию «Тартюф», заслужив восторженные аплодисменты. В благодарность он вывел ее в образе Селимены в «Мизантропе».

В число гостей салона де Ланкло на улице Турнелль входили Филипп Орлеанский, Шарль Перро, Лафонтен, Никола Буало, Ларошфуко, Сен-Симон, Жан-Батист-Люлли, аббат Скаррон и другие выдающиеся люди. Сам Людовик XIV интересовался мнением Нинон, на цитаты расходились ее «мо» - остроумные словечки и выражения, к примеру такие: «Нас любят скорее за привлекательные недостатки, чем за существенные достоинства».

Ее прижизненная слава и популярность прошли через века, французский художник Никола–Андре Монсио (1754-1837) изобразил на своей картин, подобной торжественной фотографии, и Нинон, и Мольера, и Лафонтена – всех «турнелльских птиц», а гравер И. Л. Анселин сделал печатную гравюру – украшение фонда западноевропейского искусства музея имени Машкова.


«В Крыму»

Волгоградцы могут увидеть, как выглядит счастье

7 Июн 12:41

Всмотритесь в полотно «первого русского импрессиониста» Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) «В Крыму» (1916). Ослепительный свет, яркий цвет, зыбкое дрожание морского воздуха заставят ваши эмоции вспыхнуть в иллюзии счастья.

На картине, загрунтованной белой краской и оттого светящейся изнутри, художник, не скупясь, мощным пастозным слоем накладывает руками (следы его пальцев явственно различимы – находка для дактилоскописта!) яркие лиловые тени; тычками, точками, запятыми поспешно обозначает куст олеандра за спиной дамы с гитарой.

Прекрасные дамы, помимо законной жены, сопровождают все годы его благополучной жизни: актрисы, певицы, красавицы.

Олеандр ядовит, не намекает ли художник на скрытые качества избранной модели? Возможно, это одна из дочерей Федора Шаляпина, который любил посещать своего друга в Гурзуфе, мечтал выкупить выступающие из моря Одалары, скалы в виде паруса , но этой мечте не суждено было сбыться. Впрочем, о чем только не мечталось здесь, под белыми стенами коровинской дачи «Саламбо» (так звалась одна мавританская принцесса).

«До государя челобитчики»

«Встречая Грозного...»: волгоградцам объяснили темноту на картине Нестерова

3 Июн 10:39

«Городские вести» продолжают знакомить читателя с сокровищницей волгоградского музея имени Машкова: темная, в черноту стремящаяся картина «До государя челобитчики» (1886), принадлежит кисти выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1861-1942).

Сюжет из русской истории повествует о том, как под сумрачные своды Успенского собора Московского Кремля входит великий государь Иван Грозный и перед ним в полупоклоне сгрудились челобитчики – лица светские и духовные. Золотым свечением обозначено место появления властителя. Остальные действующие лица погружены в полумрак.

Художники, получившие в последней трети XIX века синтетические битюмные краски, не предполагали, что эти краски будут так безвозвратно темнеть от времени, практически не поддаваясь реставрации.

Лишь одно лицо юного княжича, держащего высокую горящую свечу, сияет светом, молодостью и красотой. Лицо это Нестеров написал со своей юной жены, ждущей первенца. Мария родила девочку Ольгу, но умерла во время родов.

Красавица Ольга станет любимой моделью своего отца. А образ Марии, чей «свет во тьме светит», живет и по сей день в истории русского изобразительного искусства.

Бюст императора Каракаллы

В волгоградском музее Машкова живут античные императоры

18 Апр 11:33, 3 фото

Речь идет о знаменитых копиях скульптур времен Древней Греции и Рима.

Одна из первых коллекций, что появилась в волгоградском музее Машкова, - это произведения античного искусства.

После окончания войны в 1945 году в Эрмитаж из Берлина привезли античные скульптуры в качестве трофеев. Однако через несколько лет они вернулись обратно. В 1958 году подписали соглашение, по которому коллекция восточногерманских музеев должны была уехать в ГДР. Но перед тем, как скульптуры снова отправились в путешествие, лучшие мастера Ленинграда сделали их копии, которые трудно отличить от оригинала, сообщают «Городские вести».

Большая часть этих копий с того дня «живет» в Эрмитаже, но несколько скульптур поступили в фонд волгоградского музея Машкова. Это случилось, когда музей только-только открывался, в 1961 году.


    Тарелка из «Гурьевского» сервиза Императорского фарфорового завода

    Королевская посуда: в Волгограде собрали большую коллекцию царского фарфора

    11 Апр 12:56, 4 фото

    Раньше в Петербурге делали фарфоровые сервизы для приемов во дворцах, часть этой посуды теперь находится в Волгограде.

    «Городские вести» продолжают фарфоровую историю волгоградского музея Машкова. Ранее мы уже рассказывали о таких экспонатах. Но у музея коллекция настолько обширная, что нужно уделить внимание еще нескольким предметам из по-настоящему королевских сервизов.

    Читатели уже знакомы с масштабами работы Императорского фарфорового завода в Петербурге. Но в середине XVIII века у него появился конкурент. В селе Вербилки в Гжельском районе коммерсант английского происхождения Франц Гарднер основал свое производство, которое столетие спустя стало примером для других частных мануфактур.

    Завод Гарднера прославился прежде всего Орденскими сервизами. Мастера изготавливали их для угощения на дворцовых обедах кавалеров орденов Святого Георгия, Владимира, Андрея и Александра Невского. Несколько таких предметов бережно хранится в волгоградском музее Машкова. Посетители могут познакомиться с тарелками из сервизов ордена Александра Невского и Святого Владимира, а также черенками для столовых приборов из сервиза ордена Святого Георгия. Украшали такую посуду обычно орденской лентой, ее наносили на борта, а в центре часто рисовали изображение самого ордена.

    Слава завода «русского англичанина» продлилась относительно недолго. Уже к концу XIX века производство перестало быть конкурентоспособным и его пришлось продать.

    Тарелка из «Арабескового» сервиза Императорского фарфорового завода

    Фарфоровая история: в музее Машкова хранятся тарелки из дворцовых сервизов

    4 Апр 10:28, 2 фото

    Каждая из них изысканно украшена яркими орнаментами.

    Почти в каждой семье в шкафу есть «священный сервиз», которым пользуются только при особых случаях. Обычно в наборе 20, максимум 30 предметов. Во времена царской России масштабы были иные. По специальным заказам делали сервизы, где было по тысяче предметов. Их создавали мастера Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который существует и по сей день.

    Фарфоровая история в России началась во времена Петра Великого. Именно он привез эту моду в наше государство из Пруссии. Королевская резиденция, состоявшая из двух палат, была убрана в «китайском стиле», и это буквально покорило Петра. Возить фарфор из-за рубежа в Российское государство было крайне дорого, поэтому решили изготавливать его здесь из местных материалов. Но найти свою «формулу» получилось далеко не сразу.

    Петр Клодт «Павшая лошадь и волк»

    Кони в комнате: в музее Машкова хранится работа «укротителя лошадей»

    28 Мар 13:08, 2 фото

    Речь идет об известном российском скульпторе, который мастерски создавал фигуры лошадей.

    Медведи, волки, лисы, орлы – с ними под одной крышей жил известный российский скульптор Петр Клодт. Для своих натурщиков он выстроил отдельное здание рядом с домом, где работал. Однако главной его музой были лошади. Он любил их настолько, что приводил к себе в комнату. В его шкафу бережно хранились слепки с частей тела непарнокопытных, а на стенах висели высушенные части тела этих животных.

    Петр Клодт родился в Санкт-Петербурге, но потом его семья переехала в Омск, где мальчика готовили к военной карьере.

    Портрет Адольфа Францевича Бандре де Плесси

    Мой прекрасный маркиз: в музее Машкова хранится портрет с «письмом» художника

    14 Мар 15:31, 1 фото

    При этом про самого мастера кисти ничего неизвестно, даже имени.

    В волгоградском музее Машкова хранится более десяти тысяч произведений разных авторов и эпох. Далеко не всегда об экспонатах есть полная информация. Обычно о художнике или скульптуре известно многое, а о его работах – всего пару слов, и только. Но бывает все с точностью до наоборот.

    К таким экспонатам относится портрет генерала-поручика, а позже полковника Адольфа Францевича Бандре де Плесси. Художник на оборотной стороне картины оставил «письмо», в котором описал героя холста в нескольких строках: годы жизни, семья, происхождение, служба. Если верить этим словам, мужчина на портрете принадлежит к древнему французскому роду, члены которого носили титул маркизов.

    Адольф Францевич служил в рядах Российской армии. Он вступил на службу по приглашению. От подобного предложения военный попросту не мог отказаться. Такой чести его удостоила сама императрица Екатерина II. Без участия Адольфа Францевича не проходила ни одна война той эпохи. Он командовал полком, а затем корпусом во время Крымской кампании. Не менее активно «русской француз» участвовал и в дипломатических делах, особенно в Польше и Крыму.

    Алексей Боголюбов «Маяк. Верфь в Гонфлере»

    По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк

    20 Фев 09:10, 3 фото

    Живописец Алексей Боголюбов был и моряком, и художником, и настоящим хранителем русской культуры за границей.

    Когда речь заходит о художниках, которые изображали на холстах море, сразу вспоминают Ивана Айвазовского. У него есть не менее знаменитый последователь, который тоже был с большой водой на «ты». Русский француз или художник-моряк. Так сам себя называл Алексей Боголюбов. Он внук Александра Радищева, автора знаменитого сборника путевых очерков (или повестей) «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Алексей Боголюбов в юношестве и не думал о живописи. Он окончил морской кадетский корпус и много лет отдал службе во флоте. За годы работы художник побывал не в одной стране мира. Через какое-то время талантливого живописца перевели на другую должность – он стал рисовальщиком. Алексей Боголюбов должен был переносить на бумагу берега Балтийского моря. Зарисовки были настолько точны, что стали частью навигации для моряков.

    Альбрехт Дюрер «Морское чудовище»

    В музее Машкова в Волгограде «Морское чудовище» похищает девушку

    14 Фев 21:14, 1 фото

    Гористый берег поднимается вверх, от пышных облаков на синем небе будто идет летний жар, нетронутая прозрачная водяная гладь. Но на фоне спокойной природы совсем не спокойны люди. Женщины из водоема спасаются бегством. Они испугались морского чудовища – мужчины с рыбьим хвостом. Но им нечего опасаться. Гость из глубин морей уже выбрал свою жертву и забирает ее с собой – белокурую молодую девушку. Правда, она не трепещет от страха, не бунтует, не вырывается и будто покоряется судьбе.

    Все эти цвета и настроения отразил на медной гравюре «Похищение на морском чудовище» (или «Морское чудовище») немецкий художник Альбрехт Дюрер. Он сумел показать синее небо, прозрачную воду, темную чешую чудовища в черно-белых тонах. Ему не нужны были краски. Такого эффекта мастер достигал особой технологией – гравированием по металлу.

    Перед тем как стать одним из основателей печатной графики, художник пробовал себя и в других областях искусства. Его отец был ювелиром. Под его крылом будущий художник и получил первые навыки гравирования. Но молодой человек быстро понял, что «общение» с драгоценными камнями и металлами не его стихия, и начал изучать живопись. Однако в привычных кистях и красках он себя тоже не нашел. Параллельно с живописью Дюрер осваивал ксилографию - гравирование на дереве.

    Константин Маковский «Портрет неизвестной в черном платье»

    Незнакомка без прошлого: в музее Машкова живет «Неизвестная в черном платье»

    1 Фев 20:15, 1 фото

    Работу именитого российского портретиста передали волгоградскому музею, когда он только-только открылся.

    Легкий оранжевый веер в руках, черное бархатное платье с изящными бантами, розами на груди и глубокие голубые глаза. Так художник Константин Маковский написал «Портрет неизвестной в черном платье».

    Статная женщина с идеальной осанкой восседает на бархатном кресле. Строгость видна во всем – утонченном наряде, слегка напряженных руках и прическе, из которой не выбивается ни один волосок. Ощущение бесконечной роскоши дополняют золотые кисти на кресле и дорогой старинный гобелен. Но что чувствует сама незнакомка? В ее глазах нет и тени радости, а на губах и намека на улыбку. Кто она и какова ее история? На этот вопрос нет ответа. Не осталось информации даже о ее имени.

    Картина родилась в 1885 году. В тот момент Маковский был самым популярным художником-портретистом России. Кто только ни появлялся на его холстах! Но особенно мастер кисти любил писать женщин, мягко говоря, с незаурядной внешностью. Художник при жизни много раз говорил, что «лучшие красавицы наперебой позировали мне...».