История одного шедевра

Портрет Адольфа Францевича Бандре де Плесси

Мой прекрасный маркиз: в музее Машкова хранится портрет с «письмом» художника

14 Мар 15:31, 1 фото

При этом про самого мастера кисти ничего неизвестно, даже имени.

В волгоградском музее Машкова хранится более десяти тысяч произведений разных авторов и эпох. Далеко не всегда об экспонатах есть полная информация. Обычно о художнике или скульптуре известно многое, а о его работах – всего пару слов, и только. Но бывает все с точностью до наоборот.

К таким экспонатам относится портрет генерала-поручика, а позже полковника Адольфа Францевича Бандре де Плесси. Художник на оборотной стороне картины оставил «письмо», в котором описал героя холста в нескольких строках: годы жизни, семья, происхождение, служба. Если верить этим словам, мужчина на портрете принадлежит к древнему французскому роду, члены которого носили титул маркизов.

Адольф Францевич служил в рядах Российской армии. Он вступил на службу по приглашению. От подобного предложения военный попросту не мог отказаться. Такой чести его удостоила сама императрица Екатерина II. Без участия Адольфа Францевича не проходила ни одна война той эпохи. Он командовал полком, а затем корпусом во время Крымской кампании. Не менее активно «русской француз» участвовал и в дипломатических делах, особенно в Польше и Крыму.

Алексей Боголюбов «Маяк. Верфь в Гонфлере»

По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк

20 Фев 09:10, 3 фото

Живописец Алексей Боголюбов был и моряком, и художником, и настоящим хранителем русской культуры за границей.

Когда речь заходит о художниках, которые изображали на холстах море, сразу вспоминают Ивана Айвазовского. У него есть не менее знаменитый последователь, который тоже был с большой водой на «ты». Русский француз или художник-моряк. Так сам себя называл Алексей Боголюбов. Он внук Александра Радищева, автора знаменитого сборника путевых очерков (или повестей) «Путешествие из Петербурга в Москву».

Алексей Боголюбов в юношестве и не думал о живописи. Он окончил морской кадетский корпус и много лет отдал службе во флоте. За годы работы художник побывал не в одной стране мира. Через какое-то время талантливого живописца перевели на другую должность – он стал рисовальщиком. Алексей Боголюбов должен был переносить на бумагу берега Балтийского моря. Зарисовки были настолько точны, что стали частью навигации для моряков.

Альбрехт Дюрер «Морское чудовище»

В музее Машкова в Волгограде «Морское чудовище» похищает девушку

14 Фев 21:14, 1 фото

Гористый берег поднимается вверх, от пышных облаков на синем небе будто идет летний жар, нетронутая прозрачная водяная гладь. Но на фоне спокойной природы совсем не спокойны люди. Женщины из водоема спасаются бегством. Они испугались морского чудовища – мужчины с рыбьим хвостом. Но им нечего опасаться. Гость из глубин морей уже выбрал свою жертву и забирает ее с собой – белокурую молодую девушку. Правда, она не трепещет от страха, не бунтует, не вырывается и будто покоряется судьбе.

Все эти цвета и настроения отразил на медной гравюре «Похищение на морском чудовище» (или «Морское чудовище») немецкий художник Альбрехт Дюрер. Он сумел показать синее небо, прозрачную воду, темную чешую чудовища в черно-белых тонах. Ему не нужны были краски. Такого эффекта мастер достигал особой технологией – гравированием по металлу.

Перед тем как стать одним из основателей печатной графики, художник пробовал себя и в других областях искусства. Его отец был ювелиром. Под его крылом будущий художник и получил первые навыки гравирования. Но молодой человек быстро понял, что «общение» с драгоценными камнями и металлами не его стихия, и начал изучать живопись. Однако в привычных кистях и красках он себя тоже не нашел. Параллельно с живописью Дюрер осваивал ксилографию - гравирование на дереве.

Константин Маковский «Портрет неизвестной в черном платье»

Незнакомка без прошлого: в музее Машкова живет «Неизвестная в черном платье»

1 Фев 20:15, 1 фото

Работу именитого российского портретиста передали волгоградскому музею, когда он только-только открылся.

Легкий оранжевый веер в руках, черное бархатное платье с изящными бантами, розами на груди и глубокие голубые глаза. Так художник Константин Маковский написал «Портрет неизвестной в черном платье».

Статная женщина с идеальной осанкой восседает на бархатном кресле. Строгость видна во всем – утонченном наряде, слегка напряженных руках и прическе, из которой не выбивается ни один волосок. Ощущение бесконечной роскоши дополняют золотые кисти на кресле и дорогой старинный гобелен. Но что чувствует сама незнакомка? В ее глазах нет и тени радости, а на губах и намека на улыбку. Кто она и какова ее история? На этот вопрос нет ответа. Не осталось информации даже о ее имени.

Картина родилась в 1885 году. В тот момент Маковский был самым популярным художником-портретистом России. Кто только ни появлялся на его холстах! Но особенно мастер кисти любил писать женщин, мягко говоря, с незаурядной внешностью. Художник при жизни много раз говорил, что «лучшие красавицы наперебой позировали мне...».