«Городские вести»
История в прессе

Комета Галлея и смерть короля Англии: что писал «Царицынский вестник» 109 лет назад

Современный взгляд на прессу дореволюционных лет.

Во вторник, 27 апреля, 1910 года вышел 3415-й номер «Царицынского вестника». «Газета политическая, экономическая и литературная» – такая характеристика венчает шапку издания, возраст которого на тот момент уже перевалил за 12 лет (об этом тоже узнаем на первой странице). Кроме этого, читателям сообщают, что газету выпускают ежедневно, «кроме дней послепраздничных».

Указан под заглавием и адрес редакции, а также стоимость подписки «с доставкой и пересылкой». Получать прессу можно было в течение одного месяца (за 75 копеек), трех месяцев (за 2 рубля 25 копеек), шести месяцев (за 4 рубля) или года (за 7 рублей).

Информационное агентство на бумаге

Первая полоса газеты «Царицынский вестник»

Первую страницу «Царицынского вестника» мирно делят объявления и подборка новостей. О рекламном контенте расскажем чуть позже. Он, к слову, разбросан по всей газете. Больший интерес вызывает информационная наполненность издания. Прежде всего, в глаза бросается, что у номера, как у книги, есть содержание. Читателю достаточно пробежать глазами по паре абзацев, чтобы узнать основные темы выпуска. При этом для удобства здесь, к примеру, отдельно вынесли подборку про Царицын.

Основной темой номера можно считать смерть короля Великобритании и Ирландии Эдуарда VII. Однако доносят до читателя эту и другую информацию в непривычной для современной прессы форме. Нет обычного для нынешних печатных СМИ разделения на полполосы или четверть. Газету нужно читать… по колонкам. Этим «Царицынский вестник» больше напоминает сайт, где небольшие заметки идут друг за другом по мере их появления. Правда, без картинок и фотографий – в 1910 году в газете «играли» только шрифтами.

Вот говорится о двухнедельном трауре в Риме из-за кончины британского монарха. Потом идут заметки из Берлина по делу о мошенничестве, из-под Минска – про святые мощи, и… возврат к смерти Эдуарда. При этом события на страницах газеты получают развитие.

Вторая полоса газеты «Царицынский вестник»

К примеру, читая первую и вторую страницы «Царицынского вестника» узнаем, не только о трауре во многих европейских государствах из-за ухода Эдуарда VII, но и о его последних минутах. Также жителям Царицына расписали процедуру провозглашения нового монарха – Георга V. Расширенной получилась заметка о русском дворе, который выразил соболезнования телеграммой и лично через посла. Новостную ленту, по сути, воплотили на бумаге. И сделали это 109 лет назад!

Поражает и география материалов. На страницах провинциальной газеты сконцентрировали информацию из Европы, Азии и даже из-за океана. К примеру, здесь есть заметка о гибели 1000 человек в Коста-Рике и взрыве на динамитном заводе в Канаде. Размах как у информагентства!

Местные новости от соседей

Третья полоса газеты «Царицынский вестник»

Третья и часть четвертой страницы в «Царицынском вестнике» посвятили происходящему в губернии. Так, здесь разместили репортаж о крестном ходе возле недостроенного Александро-Невского собора. Слово в слово привел автор эмоциональную проповедь иеромонаха Илиодора. Он с гневом отчитал богачей за поклонение золотому тельцу, многоэтажные хоромы в центре города, в то время как стены возводимого храма уже начали рушиться от непогоды из-за нехватки средств.

Большой внимание уделили в газете и уникальному небесному явлению – комете Галлея. В основу легли наблюдения очевидцев.

– Комета Галлея к настоящему времени достигла такой яркости, что стала доступной невооруженному глазу средней зоркости, а острое зрение видит без труда и хвост, – пишет автор.

Несколько материалов вошло в т.н. криминальный блок. Здесь есть заметки о сбыте фальшивого рубля, задержании обокравшего горчичный завод вора, 4-летней девочке, которая одна бродила по базарной площади. Впрочем, местных событий явно не хватало, потому полосу пришлось «закрывать» темами из соседних губерний. К примеру, в Актарске под Саратовом всем городом в храме ловили вора.

Врачи-рекламодатели

Четвертая полоса газеты «Царицынский вестник»

Отдельно хочется рассказать об объявлениях тех лет. Основная их часть сконцентрирована на первой и последней страницах. На второй и третьей – единичные блоки. На обложке почти половину занимает реклама… врачей. Причем чаще всего предлагают лечить зубы и… венерические заболевания. И это – на заглавной полосе.

Примечательно, что уже тогда использовали приемы, которые сейчас считают маркетинговыми ходами. Так, при продаже обуви в рекламе указывали, что, несмотря на подорожание кожи, цены на ботинки и сапожки остаются прежними. Строители мельниц обещали бесплатно высылать сметы и чертежи конструкций, а торговцы роялями и пианино предлагали «разстрочку платежа». За 109 лет продвижение товаров и услуг в прессе особо не изменилось.

«Царицынский вестник», даже спустя 109 лет, оказался интересным для чтения изданием. Новые обзоры на другие архивные газеты ищите в нашем спецпроекте.