История здания Казачьего театра в Волгограде изобилует мифами
По городу ходят рассказы, что в Ворошиловском районе, в здании Казачьего театра, есть призраки. Рассказывают, как будто в полночь, когда театр уже давно закрыт и все внутри погружено во мрак, по ступенькам лестницы вниз спускается полупрозрачная женская фигура. А снизу, навстречу ей, поднимается такая же мужская. Немного не дойдя друг до друга, фигуры исчезают, так и не встретившись. Поговаривают, что мужская фигура — это сам Александр Михайлович Шлыков, построивший это здание в начале ХХ века. А женская — его дочь-гимназистка, якобы трагически погибшая во время купания.
Дом в память о дочери
Согласно этой легенде у царицынского купца Шлыкова была единственная дочь-гимназистка. Когда она утонула, убитый горем отец решил увековечить ее память и построить в честь дочери красивое здание, подарить его городу для женской гимназии, а на фасаде здания поместить портрет своей дочери. Выполняя волю купца, архитекторы якобы разработали целую систему сложных декоративных элементов на фасаде здания, главные из которых — много раз повторяющиеся портреты дочери Шлыкова, а также образ Посейдона, хмурого бородатого бога воды…
Наверное, этот дом не мог не породить легенды. Здание, которое сейчас занимает Казачий театр, пожалуй, одно из наиболее ценных, дошедших до нас из эпохи Царицына. Ничего подобного больше нет ни в нашем городе, ни в области.
«Владелец заводов, газет, пароходов»
В богатые купцы Шлыков вышел из простых людей. В середине XIX века у него была мастерская, занимавшаяся выделкой колес. Преуспев в этом деле, он открыл лабаз комиссионных товаров, а после начала работы Волго-Донской железной дороги в городе начался бум лесной торговли — купец строит в городе небольшой лесопильный завод. К концу жизни (а умер он в 1915 году, немного не дожив до революции) Шлыков владел крупными предприятиями и многими домами в городе. Он многократно избирался в городскую Думу, в уездное и губернское Земское собрание, был даже городским головой. Одним, словом, в Царицыне был он человек видный.
Но вернемся к легендам. У Шлыкова было пятеро детей, а вовсе не единственная дочь, три сына и две дочери. Обе дочери в 1910 году, когда открылась гимназия, здравствовали. Двое сыновей Шлыкова также были живы и здоровы и весьма преуспевали, занимаясь делами отца. Так что же, вся легенда о здании Казачьего театра — вымысел? Не совсем.
Газета помогла разобраться
29 апреля 1898 года «Царицынский вестник», главная газета Царицына, писала: «В понедельник, 27 апреля, напротив с. Отрады утонул в Волге сын купца Шлыкова Василий Александрович, молодой человек 21 года. В. А. Шлыков с приказчиком и рабочим выехали в небольшой лодке, взяли якорь для установки бакена напротив лесопильной самотаски. Когда якорь стали выбрасывать, он лапой задел за борт лодки, которая опрокинулась. Рабочий и приказчик выплыли на берег, а Шлыков, вынырнув два раза из воды, исчез и больше не появлялся. Тело его, несмотря на поиски семи ловцов с сетями и кошками, 28 апреля не было еще найдено».
Оказывается, утонула не дочь, а сын Шлыкова! А народная молва по прошествии десятилетий все перепутала, поддавшись на женские образы на фасаде здания.
Но что же это тогда за образы? Весь декор на здании — это влияние архитектуры модерна. В те годы подобные фасады с круглыми окнами, грозными Посейдонами и женскими образами создавались во многих городах России, а также и в Европе. До сих пор в Москве и Петербурге можно встретить подобные образы.
Лорелея — это злой дух в немецкой мифологии. Девушка-сирена, заманивающая юношей, рыбаков своими песнями и несущая им погибель. И Посейдон, а точнее, старый бог Рейна, здесь же, поблизости. Этот популярный мотив действительно странным образом пересекся с личной трагедией купца Шлыкова, и, возможно, действительно не случайно возник он на фасаде построенного им здания.
После революции в шлыковском здании был институт. Потом, когда отгремела война, туда въехал кинотеатр «Гвардеец», а в последние годы здесь работает Казачий театр. Много прошло лет, много сменилось эпох и поколений, а шлыковские Лорелеи да Посейдоны смотрят на окрестные улицы и по сей день.