16+
Подробности

Конный транспорт был основным в Царицыне

«Но, холера! Пошла, корявая!»

Подобные окрики раздавались на улицах Царицына с утра до позднего вечера. Звездный час извозчиков пробил в Царицыне во второй половине ХIX в. с развитием пароходства и открытием железной дороги. Город в одночасье превратился в крупный торговый центр, куда съезжались сотни купцов и приказчиков со всей России. Появилась потребность в перевозке большого количества грузов и людей.

Лихач ваньке не товарищ

Как правило, извозчиками становились выходцы из низших сословий — в основном бывшие крестьяне, приехавшие в город, но не нашедшие места на фабриках и заводах. Извозчики имели свою иерархию, подразделяясь на ванек и лихачей. Ваньками звали сезонщиков, подавшихся на заработки в зимнее время. Их можно было узнать по драным тулупам, плохим саням, заморенной кляче. У лихача, наоборот, была хорошая, резвая кобыла и щегольской экипаж.

Брали ваньки дешево. Они не ждали седока на бирже — специально отведенной остановке — а колесили по Царицыну в поисках заработка, тарахтя на своей колымаге по булыжным мостовым, отвозя за пятачок подгулявших пьяниц из кабаков. Эти деревенские бомбилы осаждали город, вызывая недовольство профессионалов сбиванием цен: там, где лихач брал «синенькую» — 5 руб., ванька мог довезти за четвертак или даже двугривенный. Ваньки в отличие от лихачей были довольно смирными. Их сговорчивость объяснялась водкой — как правило, ваньки были беспробудными пьяницами.

В отличие от них лихач мог прокатить по улице в лакированной коляске, фаэтоне на рессорах, покрытом раздвигающимся в случае дождя кожухом, а в зимнее время — в санях, обитых сукном, бархатом или плюшем, с медвежьим одеялом. Лихачи нанимались богатыми людьми, имели стоянки около лучших гостиниц, банков, вокзалов, на площадях. Лихачи отличались быстрой ездой, были остры на язык: «Везу куда хошь — положь мне серебряну полтину, вокруг тумбы прокачу тебя, скотину!» и в оправдание: «Нам без ругани на морозе нельзя, ругань у нас заместо покурить». В общем, крутые были ребята.

Перед мордой не махать

Правил дорожного движения как таковых не существовало, их заменяли рекомендации общего характера: «При езде всегда непременно держаться правой стороны; езда должна быть умеренная и осмотрительная, обгонять проезжающих, когда от этого происходит стеснение, запрещается». Также от извозчиков требовалось иметь опрятный вид, наличие номерной бляхи было обязательным. Кроме того, извозчики несли ответственность за вещи пассажиров, оставленные на хранение. Пассажир мог потребовать у извозчика в качестве залога биржевой знак, и тот обязан был немедленно его представить. Тех, кто оказывался замеченным в нарушении правил более трех раз, лишали возможности заниматься биржевым извозом. За маловажные проступки исправник мог наложить штраф до 5 руб. либо отобрать на некоторое время жетон с номером — без него выходить на маршрут было нельзя. Издала дума и правила поведения пассажиров, например: «При пользовании экипажем пассажир должен вести себя чинно, семечек подсолнуха не лузгать, по сторонам не плевать и находиться в трезвом духе». Особо оговаривались правила остановки извозчиков дамами и девицами из благородных, купеческих и мещанских семейств. Им категорически запрещалось при попытке остановки свободных экипажей «махать шляпами и косынками перед лошадиною мордою, дабы не вызвать ответного ощеривания». Во время поездки дамам предлагалось «громко не хихикать и по возможности воздержаться от громкого чиха во избежание непреднамеренных остановок». Городской думой была утверждена тарифная сетка по оплате за извоз. Помимо платы за рейс по обязательной таксе извозчик имел право брать чаевые до рубля включительно.

Трамвай против лошади

В отличие от других российских городов в застройке Царицына резко бросалась в глаза одна особенность — он строился отдельными поселками вдоль волжских берегов. Поселки отделялись друг от друга глубокими оврагами, которых имелось так много, как ни в одном другом волжском городе. Так, от центра до Французского завода (сейчас завод «Красный Октябрь») нужно было пересечь пять глубоких оврагов с двумя десятками отрогов, а в Заполотновской части — девять оврагов и т. д. Огромная Зацарицынская часть сообщалась с центром одним Астраханским мостом. Лишь в 1898 г. началось сооружение Кулыгинского моста с земляной дамбой через р. Царицу. Дачный поезд ходил на Сарепту 3—4 раза в сутки. Городской транспорт состоял в основном из легковых извозчиков. Другой связи с поселками не было. Жили извозчики преимущественно на Дар-горе. С наступлением темноты город погружался во мрак — так, на громадной Скорбященской площади в центре Царицына светило всего два фонаря. Легковой извозчик Ткаченко ночью свалился с пролеткой в овраг на Кирсановской улице и подал в городскую думу иск о возмещении убытков. Но дума иск отклонила, мотивируя тем, что «весь Царицын в оврагах, везде фонарей не наставишь».

9 апреля 1913 г. в Царицыне состоялся торжественный пуск первого трамвая. Выручка за первый день работы составила 325 руб. — царицане с воодушевлением приняли новый вид транспорта. Но и после пуска трамвая оставалось еще много извозчиков — лошадь могла проехать там, где не были проложены рельсы. А первый легковой автомобиль появился в городе в 1916 г.

«Везя пассажира, легковой извозчик не имеет права материться и производить непотребных жестов даже при обгоне его другим извозчиком с седоками на городской улице». Из «Правил извозчиков», 1881 г.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

03:20, Общество

Что нельзя делать на Якова Теплого, 13 мая, чтобы не болеть

01:15, Общество

Новая неделя в Волгограде начнется с похолодания

12 Май, Транспорт

Волгоградский аэропорт в этом году обслужил около полмиллиона пассажиров

12 Май, Инфраструктура

Во Фролово обновят парк, клуб и появится модельная библиотека

12 Май, Общество

Волгоградская пара поженилась на выставке "Россия" в Москве

12 Май, Здоровье

Каждый волгоградец может вдвое продлить себе жизнь

12 Май, Общество

Неработающие мамы из Волгоградской области получат деньги

12 Май, Общество

Что нельзя делать 13 мая, на Якова Теплого, чтобы не маяться

12 Май, Происшествия

Под Волгоградом грузовик въехал в политехнический колледж

12 Май, Транспорт

Из-за атаки БПЛА в аэропорту Волгограда был объявлен сигнал «Ковер»

12 Май, Политика

Парламентарии из Волгограда и Луганска подписали соглашение о сотрудничестве

12 Май, Спорт

150 спортсменов из России приняли участие в фестивале многоборья в Волжском

12 Май, Происшествия

Под Волгоградом 70-летняя пенсионерка на «Оке» врезалась в автобус

12 Май, Культура

В ЦПКиО Волгограда 18 мая стартует шествие китайских драконов

12 Май, Транспорт

В Волгограде продлили маршрут электробуса № 15 от Кировского до Краснооктябрьского района

12 Май, Здоровье

Жителям Волгоградской области рекомендуют полезную ягоду – банан

12 Май, Инфраструктура

13 мая четыре района Волгограда останутся без света

12 Май, Общество

Волгоградцам рассказали, что не надо бояться конца света

12 Май, Происшествия

Под Волгоградом водитель врезался в столб и покалечил 3 человека

12 Май, Инфраструктура

Появилось видео пожара на нефтеперерабатывающем заводе в Волгограде

Календарь