Фотограф из Волгограда рассказал о своих путешествиях по Задонью.
Волгоградец Дмитрий Сохин называет себя фотографом выходного дня. Как и многие сотни фотолюбителей своим хобби занимается во время выездов за город, отпускных поездок. С той лишь разницей, что ездит снимать живую природу в одно излюбленное место – волгоградское Задонье. С ним побеседовал журналист "Городских вестей" и выяснил множество интересных подробностей о прекрасных местах региона, расположенных не так далеко от его столицы.
- За Доном в Волгоградской области сразу несколько районов находится. Можешь уточнить ареал своих путешествий?
- Да, практически везде побывал в излучине, куда можно туда-обратно обернуться за субботу-воскресенье. Проехал все донское побережье от Пятиизбянки в Калачевском районе до станицы Перекопской в Клетском, где можно найти хороший перепад высот. Не ставил себе задачи все прочесать. Просто люблю классический видовой пейзаж. А для него нужно подняться повыше, поместить в кадр какие-то масштабные объекты — горы, водные пространства, леса, поля. А это в наших степных краях возвышенности возле рек, байрачные балки. Из больших рек вне конкуренции - Дон. Из малых — речки Большая Голубая, Лиска, Венцы, Перекопка ... Для меня это лучше места, чтобы понимать реально небанальные вещи. В Волгоградскую область российские фотографы, в основном, ездят на Эльтон, немного на тюльпанное цветение, пролеты птиц. Волгоградские туристы если и добираются на паромах за Дон — то как правило, в гостевую зону природного парка Донской или на Новогригорьевку и монастырь в Кременской. Места благодатные, но это малая толика придонского «мелового чехла»... А всего-то надо километров 20 отъехать от асфальта. Почти первозданная природа в полусотне км от 2-х федеральных трасс. Удобно.
- Ну, люди хотят видеть достопримечательности. А что там такого, в дальних степных долинах?
- У мела необычные краски, формы. Опять же фотографы не совсем типичные туристы. Едут не за андреналином или некую галочку поставить — вот я тоже там был. Качественный кадр требует не только красивого места, но и времени удачного — хороший свет в определенное время суток, и года — массовое цветение или миграция. Все это надо искать, ждать. А в нужный момент мобилизоваться, ловить кадр!
Я как-то приметил на брошенных хуторах как цветут старые сады. Нереальное зрелище. Вся долина заполняется белыми волнами, опадающими лепестками. Но пока любовался, бродил, присматривался, свет ушел, ветер поднялся. Весной у нас погода переменчива. И сколько раз потом не приезжал, былой картины не увидел. То мороз ударит, то дождь все собьет. Так что фото — это такая охота скорее. Повезет — не повезет. Со многими охотниками и рыбаками, кстати, дружу. Обмениваемся информацией.
- А фоторужье у тебя имеется?
- Длиннофокусный объектив как у Шарика из «Простоквашина»? Пока не обзавелся. (Смеется.) Я больше люблю широкоугольную оптику, чтобы цветущий передний план выхватывать и степную ширь. Но животных всегда снимаю, если попадаются. Причем, в наших краях они вообще непуганные какие-то бродят. Как-то в мае зайцы прямо одолели. Идешь, а они даже толком и не прячутся, так, отбегут чуть-чуть. Один выскочил ошалевший с пригорка — и на капот. Вокруг лагеря косули по ночам лают, однажды барсука нагнали - не убрали продукты на ночь...
- Наверняка при такие глухие уголки рассказывают какие-нибудь легенды?
- Край наш - с богатой историей. Но сюжетов в местном фольклоре немного. То немецкий командир закопал клад при отступлении. То раскулаченная прабабушка что-то упрятала под любимой грушей. К слову, многие «копачи» и так знают, под какой угол фундамента казаки из зажитоточных клали серебро на счастье. Жаль, только, все давно перерыли. Самое изысканное — клады разбойничьих атаманов и вождей народных восстаний. Там обязательно фигурирует глубокая балка для сбора пленников, курган для их откупа и пещера, где потом прятали лихое злато. Как найти клад?.. Да просто кто подойдет близко, обязательно увидит призрак легендарного владельца... Тут главное, чтобы Кондратий не обнял.
На самом деле мистики хватает в самой истории. Вот например, на картах нынешнего Клетского района фигурировала балка Булавинская. Потом она была Боловинской. А после и вовсе исчезла с официальных планов местности. Но по официальным данным, сам Кондратий Булавин в тех краях никогда не бывал. Направлял отряды соратников, включая небызвестного Игната Некрасова. Было дело. А он сам - нет. Почему тогда именно он вошел в здешнюю топонимику? Загадка. Явно чего-то мы еще не знаем, и про пленников и клады тоже.
- Но тебе-то Булавин или Разин не привиделся?..
- Не, бог миловал. Мне и зайца на капоте хватило. Но все еще, наверное, впереди.