Статьи

«Какая Земля хрупкая!»: космонавт Олег Новицкий стал спикером проекта «Космос Победы» в Волгограде

4 Окт 2022 15:41, 9 фото

Олег Новицкий совершил три полета в космос в 2012, 2016 и 2021 годах. С 2021 года он является инструктором космонавтом-испытателем и одновременно заместителем командира отряда космонавтов Роскосмоса.

Фото: Данил Савченко / "Городские вести"

12 сентября 2022 года в Волгограде стартовал проект «Космос Победы», который реализуется Фондом социальных проектов «Наследие». На протяжении полугода волгоградских школьников и студентов ожидают удивительные и познавательные встречи с космонавтами и представителями Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Мероприятия отчасти приурочены к 65-летию запуска искусственного спутника Земли: 16 июня 1967-го была запущена первая специализированная солнечная обсерватория для изучения Солнца в рентгеновском диапазоне «Космос-166» .

Все это время молодежи будут рассказывать о космосе, истории его изучения и современных достижениях. Главное событие проекта - запуск на орбиту ракеты с нанесением на ее фюзеляж образа монумента «Родина-мать зовет!» и детскими рисунками.

Сегодня, 4 октября, в Волгоградском планетарии встречали Олега Новицкого — космонавта-испытателя, Героя Российской Федерации. Визит знаменитого космонавта состоялся при участии Фонда «Наследие».

Олег Викторович окончил Качинское военное авиационное училище в Волгограде. Он совершил три полета в космос в 2012, 2016 и 2021 годах. С 2021 года Новицкий является инструктором космонавтом-испытателем и одновременно заместителем командира отряда космонавтов Роскосмоса.

На встрече в честь Всемирной недели космоса «Городским вестям» удалось задать несколько вопросов человеку, совершившему три полета в космос и увидевшему воочию хрупкий голубой шарик — Землю.

Земля глазами космонавта

Первый раз космонавты видят планету, когда ракета выбрасывается из головного обтекателя. С этого момента можно уже смотреть на Землю. Для космонавтов это не просто маленький шарик вдалеке. Это огромная полусфера.

- Мы находимся на расстоянии 400-420 километров от Земли, - рассказывает Олег Новицикий. – Работая на орбите, не видишь границ Земли. Сразу думаешь о том, что это наш общий огромный дом. Нам нужно беречь его.

Вид планеты из космоса невероятно завораживает. Удивляешься этим ярким краскам, разнообразию континентов, рек, морей и океанов, исчерчивающих планету в разных направлениях. И сколько бы ты ни смотрел на Землю, никогда не устанешь любоваться ею.

- Я был готов проводить постоянно время у иллюминатора, постоянно смотреть на Землю, - делится эмоциями Олег Викторович. – В первый раз я был наповал сражен голубизной, приятными красками, общей картинкой.

Находясь в космосе, испытываешь некий трепет. От осознания, какая большая планета, на которой ты живешь, какая она красивая, и от понимания своего места в этой системе.

351 день на космической станции

— Я выполнил уже три полета в космос. Ближайшее время, когда я смогу полететь на МКС, — это 2025-2026 годы. У нас сейчас все молодые ребята прошли подготовку и тоже смогут летать, — рассказывает о работе космонавт.

В общей сложности Олег Викторович провел в космосе почти год – 351 день, если быть точными. На вопрос, почему именно космонавтика, Новицкий отвечает быстро и явно искренне: это любимое дело!

— Каждый раз, находясь на орбите, невольно начинаешь скучать по дому, хочется вернуться к родным. Особенно когда много времени находишься в космосе. А побудешь немного на Земле, сильно тянет обратно… На станцию, на любимую работу.

Фото: Данил Савченко / "Городские вести"

О съемках фильма «Вызов» в космосе

В 2021 году Олег Новицкий принял участие в съемках художественного фильма Клима Шипенко «Вызов». Это первая в истории всемирного кинематографа картина, которая снималась в космосе. Аппарат пилотируемого корабля "Союз МС-18", на борту которого с МКС вернулись актриса Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Олег Новицкий, успешно приземлился в Казахстане. Фильм должен появиться на экранах кинотеатров 12 апреля 2023 года.

— Было много разных мнений по поводу этого проекта. Я сам считаю, что это хороший опыт: можно подготовить людей к полету за короткий период времени. Мы ведь плавно идем к тому, что постоянно будут осуществляться туристические полеты в космос, — рассказывает Олег Викторович.

Если рассмотреть историю авиации, можно обнаружить некоторые сходства с космосом. Сначала летали только энтузиасты, испытатели. Потом это были военные летчики. Затем уже стала развиваться гражданская авиация. Сейчас уже любой человек может купить билет и прилететь в какой-нибудь город на самолете. То же самое сейчас происходит и с космонавтикой, хоть и достаточно медленными темпами.

Фото: Данил Савченко / "Городские вести"

«Наша цель – рассказать молодому поколению все о космонавтике»

— Запуск искусственного спутника Земли в 1967 году - некий старт, начало работы в космосе. Это начало космической эры, — делает акцент Олег Новицкий. — Мы приехали в Волгоград, чтобы рассказать подрастающему поколению и молодежи о том, с чем мы соприкасаемся на работе. Рассказать о тех, кто в те далекие годы только начинал работать. Это ведь те люди, благодаря которым работает новое поколение космонавтов.

***

В ближайшие два дня волгоградскую молодежь ждет насыщенная программа. Значимое событие – высадка аллеи деревьев около планетария. Кстати, оказывается, это старая добрая традиция космонавтов, сложившаяся еще со времен Юрия Алексеевича Гагарина.

Наряду с ней каждый космонавт расписывается на двери комнаты, в которой жил перед вылетом.

— Каждый человек должен посадить дерево, построить дом, вырастить детей. Даже не обязательно ведь привязывать это к космосу. Это хорошее мероприятие, которое должно проводиться регулярно.

Фото: Данил Савченко / "Городские вести"

Волгоградским девчонкам и юношам Олег Викторович советует ставить высокие цели и не бояться их достигать. Космонавт хочет, чтобы ребята шли по жизни честным трудом, знаниями, терпением и стараниями.

«Значит, космос для честных людей?" — «Для порядочных», — отвечает Герой России.

Подробная программа Недели космоса:

4 октября

• В 11:30 на площадке у планетария состоится торжественное открытие Недели космоса.
  • В 12:00 просмотр программы победителя международного фестиваля купольного кино «Космос Now».
  • В 12:50 в саду Волгоградского планетария состоится торжественное заложение Аллеи космонавтики в Волгограде,
  • А в самом планетарии в 13:00 пройдёт встреча с космонавтом, Героем Российской Федерации Олегом Новицким.
  • И в 18:00 с главным редактором медиа Pro космос, шеф-редактором группы создания научно-просветительского контента Медиацентра Корпоративной Академии Роскосмоса Александром Баулиным.

5 октября

• В 10:00 в Волгоградском планетарии откроется инсталляция «Если очень захотеть…», автор Гала Измайлова. В основе проекта лежит личная история воспоминаний, связанная с первым полетом человека в космос. У зрителей есть возможность попасть внутрь инсталляции и на киноскопическом экране старого телевизора посмотреть видеоверсию одноактной пьесы.
  • В планетарии в 10:30 пройдёт встреча с космонавтом Героем Российской Федерации Олегом Новицким.
  • В 12:00 на 2 этаже планетария откроется фотовыставка космонавта Сергея Рязанского, фотографии сделаны на орбите. На них запечатлены самые интересные и яркие места нашей планеты. Сергей Рязанский запишет обращение к ребятам.
  • Кроме того, в 12:00 на площадке планетария пройдет пленэр «Космос», на котором молодые художники составят плакаты и коллажи, посвященные теме космоса.
  • В 17:30 повторная презентация проекта Галы Измайловой «Если очень захотеть…».
  • И в. 18:00 встреча с главным редактором медиа Pro космос, шеф-редактором группы создания научно-просветительского контента Медиацентра Корпоративной Академии Роскосмоса Александром Баулиным.

Завершится день экскурсией по планетарию и просмотром программы победителя международного фестиваля купольного кино «Космос Now».

6 октября в рамках форума «Наша Победа» космонавт проведет мотивационную встречу с представителями молодежных патриотических объединений «Как добиться успеха: советы для молодежи".

7 октября состоится еще один показ полнокупольной программы «Космос NOW»: зрители окажутся в прошлом и станут свидетелями становления одной из самых увлекательных наук — астрономии. Звёздный зал примет вид космической смотровой площадки и подарит возможность погрузиться в безграничные просторы Вселенной.

8 октября состоится показ нового полнокупольного мультфильма «Дедушка и Зои: миссия свет», а 9 октября — полнокупольной программы «Путеводные звезды». Время начала просмотров и других мероприятий Недели космоса можно уточнить на официальном сайте планетария.

Автор: Екатерина Данилова