«Городские вести»

Волгоград

ЦУМ

ЦУМ

Здание Центрального универмага – одно из наиболее интересных с исторической точки зрения в Волгограде.

Сталинградский ЦУМ был выстроен незадолго до войны, в 1938 году по проекту архитектора Марии Цубиковой в модном в Сталинграде стиле – с большим скруглённым углом в качестве центрального фасада. В те времена столь большие магазины были в новинку и многие продавцы даже не понимали как работать в таком учреждении. Сталинградский универмаг имел статус образцового, что означало, что в нём стажируются продавцы из многих других городов страны.

ФОТО: Олег Димитров / "Городские вести"

Волгоградский музей изобразительных искусств имени Машкова

Он был основан более полувека назад - в 1960 году, но только в 2010-м ему было присвоено имя нашего талантливого земляка - Ильи Машкова.

Интересно, что он является единственным художественным музеем в Волгоградской области. В фондах музея собрано более 10 000 произведений. Среди них можно увидеть живопись, графику, скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства. В музее собраны работы русских и зарубежных художников и скульпторов.

Мемориально-исторический музей

Мемориально-исторический музей

Здание мемориально-исторического музея на Привокзальной площади известно как дом купчихи Репниковой.

Здание было построено в конце XIX века как богатый купеческий особняк, жилое здание. Даже на тот момент здание резко выделялось своей архитектурой: башенки, богатый кирпичный узор, псевдорусские элементы стиля – всё это отличало дом Репниковой от многих домов города.

Пожарная каланча

Пожарная каланча

За свою вековую историю здание стало одним из символов города.

Пожарная каланча, расположенная недалеко от вокзала Волгоград-1, на сегодняшний день является одним из исторических символов города. Она – один из наиболее ярких образов центра Волгограда, хорошо заметный со многих точек центра. Это не мудрено, ведь каланча специально строилась на таком месте и такой высоты, чтобы с неё просматривалась максимально возможная площадь города и, следовательно, и её саму должно быть видно со многих мест. Несмотря на то, что прошло много лет и характер застройки центра города за эти годы принципиально изменился, каланча и по сей день – хорошо различимый объект.

Казачий театр

Казачий театр

Одним из наиболее ярких памятников, дошедших до нашего времени со времён Царицына, является здание Казачьего театра.

Этот дом, построенный к 1910 году, изначально принадлежал купцу Александру Шлыкову и был построен им под сдачу в аренду. С момента открытия здесь разместилась Четвёртая женская гимназия Царицына.

Дом производит впечатление своей богатой лепниной. Едва ли не только в Волгограде, но и на территории всей Волгоградской области можно встретить что-либо подобное. Классические женские образы – «Лорелеи» сочетаются здесь с образами языческого бородатого существа; драконы и амуры, музы и сложные геометрические фигуры – всё это гармонично сочетается в едином лепном ансамбле на фасадах здания.

Здание строилось Шлыковым не одномоментно, а в несколько этапов. Первоначально был возведён относительно небольшой объём, к которому вскоре была сделана пристройка с трёхэтажной угловой башней и крылом, поставленным вдоль улицы Княгининской (современной Рабоче-Крестьянской). Таким образом, дом был «Г-образным» в плане. Однако впоследствии, уже при послевоенном восстановлении, угловая башня была демонтирована, вместе с угловым крылом. С тех пор здание и стоит в таком усечённом виде.

После войны здесь разместился кинотеатр «Гвардеец», именно под этим именем здание до сих пор памятно многим волгоградцам, несмотря на то, что Казачий театр находится здесь уже довольно длительное время.

Приволжская детская железная дорога

Приволжская детская железная дорога

Для многих туристов, приезжающих в Волгоград, в диковинку детская железная дорога, которая по праву может считаться еще одной достопримечательностью.

Изначально она была построена еще в 1948 году в Сталинграде – ее открыли за неделю до третьей годовщины Дня Победы. Тогда ее протяженность составляла целых 3,15 км – от станции Пионерка (рядом с нынешним памятником «Гаситель») до станции Родимцево (у Мамаева кургана). Весь путь пролегал вдоль Волги.

Материалы и оборудование для строительства дороги привезли из Германии, и первое время ширина рельс составляла всего 60 см, тогда как советский стандарт для железных дорог равнялся 75 см. Приходилось использовать трофейные паровозы и вагоны, поскольку изготавливать для этого новый подвижной состав было нецелесообразно. Правда, в 1960 году рельсы все-таки заменили в соответствии со стандартом СССР, а заодно обновили и вагоны.

Стадион «Волгоград Арена»

Стадион «Волгоград Арена»

Уникальный для России стадион с системой вантовой кровли находится в Волгограде, его построили в ходе подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу.

«Волгоград Арена» - первый в России стадион на 45000 зрительских мест с вантовой системой кровли (единственный и меньший по размеру аналог вантовой системы находится в Краснодаре). При проектировании спортивной арены учитывался зарубежный опыт, однако стадион в Волгограде уникален и не имеет аналогов в мире – для каждого подобного объекта разрабатывается индивидуальный проект вантовой кровли.


Легендарный «корабль детства»

Легендарный «корабль детства»

ГДЮЦ Волгограда – это не только место, где дети учатся новому, посещают различные секции и кружки, но и целая веха в истории города.

Волгоградский ГДЮЦ стал правоприемником первого в России Дворца пионеров – Сталинградского Дворца пионеров, который был учрежден решением бюро Сталинградского обкома ВПК(б) 3 января 1936 года. Торжественное открытие Сталинградского дворца пионеров состоялось 17 мая 1936 года. Тогда он разместился в особняке купца Воронина и вмещал до полутора тысяч воспитанников.

Мост через Волгу

Мост через Волгу

Волгоградский мост - один из самых знаменитых мостов России, важнейший объект Волгоградского транспортного узла.

Мост проходит через Волгу, соединяя ее берега, а значит, и жилые районы Волгограда. По нему можно попасть из центра на левый берег Волги, где располагается пляж «Крит». Общая протяженность - 2514 м.

Бункер Чуянова

Бункер Чуянова

В Комсомольском саду находится бункер городского комитета обороны или бункер Чуянова.

Алексей Семенович Чуянов во время войны был председателем Сталинградского городского комитета обороны. Сейчас на бункере висит мемориальная доска с его портретом.

С началом боев за город это подземное убежище стало командным пунктом руководства Сталинграда. С 23 августа (в этот день была совершена массированная бомбардировка города, превратившая его в руины) по 14 сентября 1942 года в подземном убежище работали: областной и городской комитеты ВКП(б), исполкомы областного и городского Советов депутатов трудящихся, городской комитет обороны, областной комитет ВЛКСМ и штаб МПВО.

Целых десять дней гитлеровцы не могли выбить из бункера советских бойцов. Что они только ни делали! Фашисты бросали в вентиляционную трубу дымовые шашки. И пытались «выкуривать» наших солдат выхлопными газами от танков, опустив шланги, прикрепленные к танкам, в вентиляционную шахту. Но в бункере работала система принудительной вентиляции воздуха. Она, кстати, и сейчас там есть. Можно спуститься в бункер во время экскурсии и покрутить ручку: кислорода в помещении станет больше.

Памятник трамваю

Памятник трамваю

Уникальный памятник первому трамваю находится в городском саду.

Самый удобный транспорт в нашем городе – это трамвай. Ни для кого не секрет, что волгоградские подземные трамваи прославлены на весь мир. Как только фотографии наших «подземок» попали в сеть, они сразу же разлетелись по всевозможным пабликам и даже стали героями мемов. Увековечены трамваи и в самом городе-герое в виде необычного памятника, так любимого волгоградцами и гостями города.

Трамвай-памятник появился в Волгограде 19 апреля 2013 года, его торжественное открытие было приурочено к 100-летию пуска трамвайного движения в городе.

Фото: Олег Димитров / «Городские вести»

Звёздный дом как символ мира

Одним из послевоенных архитектурных шедевров Сталинграда стал планетарий.

Немногие знают, что с идеей строительства планетария выступили труженики ГДР – в качестве подарка Советскому Союзу к 70-летию со дня рождения Сталина. Основной посыл заключался в создании некоего символа возрождения страны, освободившей мир от фашизма. И сделать это было предложено непременно в Сталинграде. Кстати, место для строительства было выбрано тоже очень символичное – именно улицу Мира, на которую смотрит фасад здания, первой восстановили после войны.

Вот только проект, предложенной немецкой стороной, в СССР не пришелся по вкусу – итоговый вариант разрабатывали советские архитекторы В.Н. Симбирцев и М. А. Хомутов. Однако в ГДР все равно приняли активное участие в строительстве, причем помогли как финансово, собрав для этой цели 1,3 млн немецких марок, так и обеспечили стройматериалами, прислав в Сталинград более 250 вагонов. Да и сердце планетария – оптический аппарат с 99 проекторами – был разработан в Восточной Германии. А вот скульптура «Мир», украшающая купол здания, придумана легендарной Верой Мухиной – той самой, которая создала памятник «Рабочий и колхозница», прославившийся на заставе «Мосфильма». Символ, венчающий волгоградский звездный дом», стал ее последним творением.

Первых посетителей планетарий принял в сентябре 1954 года – скоро он отметит свое 65-летие. Интересно, что на момент открытия он занимал третье место в Советском Союзе среди подобных сооружений – больше были только московский и киевский. Зато по техническому оснащению в то время он их превосходил. Более того, он и сейчас официально входит в восьмерку лучших планетариев мира. Его зал вмещает 450 зрителей, а оптический аппарат позволяет увидеть под куполом до 6 тысяч звезд и планет.

А еще на территории вокруг планетария расположены 26-метровая башня-обсерватория с телескопом, увеличивающим в 800 раз, и астрономическая площадка.

Пароход-памятник «Гаситель»

Пароход-памятник «Гаситель»

В Волгограде, на набережной стоит на постаменте исторический катер – «Гаситель». Небольшой этот кораблик имеет большую и интересную историю.

При «рождении» «Гаситель» имел совсем другое название – «Царёв». Построен он был в 1903 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Был это пожарно-спасательный пароход. Заказывали его для Царицына сообща несколько пароходных компаний, имевших в городе свои причалы – «Русь» В.Ф. Лапшина, общество «Кавказ и Меркурий», компания Нобелей. Эксплуатировало его Министерство путей сообщения под номером 3857. До скорости 24 км/ч его разгоняла паровая машина Compaund мощностью в 400 лошадиных сил.

Судно участвовало в Гражданской войне, при обороне Царицына Красной армией. В 1926 г. «Царёв» был переименован в «Гаситель».

Главная часть истории Гасителя случилась в дни Сталинградской битвы. 27 июля 1942 года команда корабля, рискуя жизнью, спасла баржи с нефтью горевшего от бомбёжки нефтекаравана и отвела суда на 80 километров от Сталинграда. Команда Гасителя тушила огонь на приволжских железнодорожных станциях, под непрерывными бомбёжками работала на переправах через Волгу. В октябре 1942 г. «Гаситель» затонул. Когда уже после войны его подняли со дна Волги, на бортах парохода было более 3 тысяч пробоин.

Памятник Ленину

Памятник Ленину

20 апреля 1973 года на Юге Волгограда открылся самый большой в мире памятник реально жившему человеку – памятник Ленину. История же возникновения этого памятника, несмотря на то, что удивить кого-либо Лениным в СССР было сложно, весьма неоднозначна.

Изначально в Сталинграде у входа в Волго-Донской канал был установлено памятник Сталину, который оказался самым высоким в мире, его высота составила 24 метра. Памятник авторства Евгения Вучетича и Леонида Полякова был открыт 27 июля 1952 года. Сталин стоял в шинели нараспашку, а фуражку, сняв с головы, держал в руке. Простоял этот памятник недолго, всего около десяти лет. В марте 1962 года Сталина сняли с постамента и увезли в неизвестном направлении. Целых семь лет у начала канала стоял пустой постамент.

В 1969 году на этом постаменте начинают сооружать уже известный нам памятник Ленину. Работы завершаются к 103-й годовщине со дня рождения основателя советского государства. Габариты нового памятника оказались очень велики, больше прежнего: сама скульптура в высоту составила 27 метров, с учётом пьедестала сооружение поднимается ввысь на 57 метров. Так же надо учитывать то обстоятельство, что с воды памятник смотрится ещё выше.

В момент открытия это был самый высокий памятник когда-либо реально жившему человеку. Рекорд продержался очень долго и был побит только осенью 2018 года, когда в Индии открылась "Статуя Единства", представляющая собой образ Валлабхаи Пателя, заместителя премьер-министра Индии и одного из лидеров движения за независимость Индии, чья высота составила 182 метра. Так что Ленин на канале остаётся теперь второй по высоте в мире статуей реально жившему человеку, что, впрочем, тоже примечательный факт.

Фото: Википедия

Станция «Сарепта»

Станция находится в Красноармейском районе, в 26 километрах от центра Волгограда. Свое название получила от недалеко расположенного немецкого поселения Сарепта.

Начало строительства станции датируется 1895-м годом. Часть земель под строительство было выкуплено у немецких колонистов, всего за отчужденную землю общество Владикавказской железной дороги уплатило жителям Сарепты 9 500 рублей.

В 1896 году начинается грузовое движение по новой линии, а 6 мая 1899 года через Сарепту прошел первый почтово-пассажирский поезд на станцию Тихорецкую, что под Екатеринодаром. Кстати внутри здания находится зимний сад — гордость работников станции.

Стиль здания станции характерен для железнодорожной архитектуры конца 19 века. Здесь соединились и модерн и псевдорусская готика. Да, у здания есть особое очарование и, безусловно, это одна из архитектурных жемчужин нашего города.

В 2010 году станция Сарепта сыграла в кино в роли вокзала вымышленного шахтерского городка. Именно здесь прошли съемки фантастического сериала «Шахта».

Речной вокзал

Речной вокзал

Самый крупный в Европе речной вокзал находится в Волгограде. Он был построен во второй половине 20 века.

Примечательно, что на этом месте ещё в 19 веке в Царицыне были пристани многих пароходных обществ Волги. В начале XX века, порт Царицына был одним из первых на Волге по перевозке леса, угля, рыбы, металла, бахчевых культур.

В 1952 году на центральной городской набережной была возведена монументальная лестница, а также был построен деревянный речной вокзал. Однако в 1964 он неожиданно сгорел до тла. И тогда было принято решение о строительстве кирпично-бетонного вокзала.

В 1962 году все предприятия, размещенные на Волге, были объединены в Волгоградский речной порт. Спустя два года был разработан проект речного вокзала, строительство которого в Волгограде началось в 1967 году, в 80-м в эксплуатацию была сдана первая очередь, вторая очередь была открыта в 89-м. К волгоградскому речному вокзалу могут одновременно причаливать 6 теплоходов, имеется центральный концертный зал на 1000 мест. Украшением концертного зала стал установленный в 1989 духовой орган чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс».